collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 21
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: Коньковая лыжная техника  (Прочитано 5183 раз)

Оффлайн viktorovbTopic starter

  • Разминающийся
  • *
  • Сообщений: 7
  • C нами с: 09.10.2013
Коньковая лыжная техника
« : 09 Октября 2013, 17:55:13 »
О некоторых вопросах техники конькового хода на лыжах

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается своего рода эссе на тему техники конькового хода на лыжах. Если что-то вам покажется интересным и полезным – я буду рад, если что-то покажется спорным или неверным или не относящимся к делу, так на то оно и эссе, жанр предусматривает такие вольности. Еще одно замечание – текст не академический и я позволил себе не обозначать кавычками жаргонизмы, принятые в среде лыжников – закантоваться, капнуть и так далее. Надеюсь, читатели не осудят меня строго.
Так же в тексте нет иллюстраций – из принципиальных соображений.
Итак, как показывает практика, техника конькового хода, при всей ее кажущейся простоте, совсем не так проста и не поддается копированию по визуальному ряду. Нет, не поддается. Грубо, вчерне – да, а в деталях, в нюансах, самых важных в этом вопросе – нет. Я не могу судить, как обстоят дела у профессиональных спортсменов, но у любителей – это так. Поэтому предлагаю подойти к этому вопросу с позиции логики, понимания закономерностей, не очевидных из визуального ряда. С применением аналогового моделирования.
О чем идет речь – если то или иное явление, сложное, или недостаточно изученное , можно смоделировать и при этом упростить или, что еще лучше, взять уже хорошо изученную модель и перенести ее свойства на интересующий нас предмет - это будет грамотный и продуктивный прием.
Я предлагаю взять за такую модель… парусное судно и рассмотреть движение лыжи и лыжника именно с этих позиций и в этих терминах. Почему это возможно и нужно:
1. Лыжа, так же как и парусник, имеет два вида скольжения – плоскодонное и килевое, т.е. когда лыжа идет горизонтально и когда она закантована, т.е. идет фактически, на «треугольнике», образованном скользящей поверхностью и боковой поверхностью лыжи, что соответствует килевому профилю корпуса судна.
2.Парус – источник движения, вращаясь вокруг мачты вместе с реей, принимает движущую силу ветра под разными углами к желательному направлению движения и корпусу судна – от попутного, до встречного. Существует практическое и теоретическое описание всех возможных вариантов этого движения, в зависимости от многих факторов, которым мы можем найти аналогию при движении лыжника.
3. Усилия, прилагаемые лыжником, а говоря проще, нога лыжника, это, как не трудно догадаться, ветер, который дует в парус с боковых направлений и с разной силой, вызывая давно изученные и описанные последствия.
Принимается такой подход? Если да, то идем дальше. Давайте определимся с аналогиями и теми терминами, которые нам понадобятся. Парус - ступня, ветер – нога, корпус судна – лыжа. Плоскодонное или килевое движение – вот с этого места поподробней.
С плоскодонным все более или менее ясно – толкай судно строго вперед и все будет в порядке. Но если ветер дует с боку? А нам надо плыть в направлении, которое не совпадает с направлением ветра? Как быть в нашем случае, когда с некоторыми, не очень большими отклонениями, мы толкаемся ногой вбок, т.е. перпендикулярно накатанной трассе, а двигаться нам надо вперед, от старта к финишу. А как это? А так, отвечает на это теория и практика мореплавания. Если судно плоскодонное и сидит в воде не глубоко, то при боковом давлении оно просто скользит боком, или, если его развернуть по ветру, плывет в направлении этого ветра. Это классический ход в лыжах. Там все просто, толкаемся назад, едем вперед, плоскодонно, лыжа стоит горизонтально.
Но если судно имеет киль и сидит в воде глубоко, и при этом судно и парус повернуты к этому самому боковому или даже встречному ветру под определенными углами, то при приложении бокового усилия, судно все равно начинает двигаться в бок, но не только вбок, но и вперед. Кому интересно, посмотрите разложение этих сил в любом учебнике по парусному делу. И чем больше боковое сопротивление этого судна, тем меньше оно смещается вбок, тем эффективнее оно преобразует силу ветра в движение вперед и дело доходит до того, что парусник может плыть против ветра, но не прямо, в лоб, а галсами, под углом к встречному ветру. Как лыжник коньковым ходом – мечется вправо- влево, но в целом движется вперед или в выбранном направлении. На яхтах или катамаранах – тримаранах, самых быстроходных парусных судах, это достигается наличием огромного киля, который глубоко сидит в воде и при малом лобовом сопротивлении имеет большую «боковую» площадь. Такую площадь, что скорее отломится, чем сдвинется в поперечном направлении, от оси корпуса судна, естественно.
На лыжне, это же самое происходит, когда мы ставим лыжу на ребро, делаем боковое смещение под воздействием ветра, т.е. толчка ногой – невозможным, точнее, затрудненным. Как опять же нетрудно догадаться, размер нашего «киля» зависит от нескольких факторов – твердости снежного покрова, веса лыжника и угла вертикального наклона его корпуса вбок или, что почти тоже самое - насколько широко он расставляет ноги.
Хорошо, бокового смещения у нас нет, но этого мало – нам же надо двигаться вперед, а ветер у нас дует сбоку? Если бы у нас был парус или наш ботинок мог поворачиваться вокруг своей оси в горизонтальной плоскости – то нам надо было бы развернуть их таким образом, что бы лыжа или корпус судна поехали в нужном нам направлении - вдоль накатанной трассы, а толкались бы мы при этом по прежнему вбок и тогда направление необходимого нам движения совпадет с биссектрисой, разделяющей угол, образованный направлением ветра (толчком ноги) и парусом, т.е. креплением ботинка. Именно такое движение делают скейтбордисты на асфальте, сноубордисты на снегу, да и на воде – на серфере, когда разгоняют свой «закантованный» аппарат, стоя на доске ногами почти перпендикулярно и наклоняясь вперед или откидываясь назад, опять же перпендикулярно направлению движения. Странно, да? Но это так. Ногами непосредственно от земли они не толкаются совсем, но, тем не менее, едут. Перебрасывая центр тяжести сбоку на бок от линии направления движения. И чем круче они могут наклониться или откинуться фактически спиной назад или лицом вперед на своей доске – тем быстрее они едут. По извилистой кривой. На сноуборде крепления сразу развернуты поперек, если кто не знает. Лыжник стоит на лыже боком!
Но ботинок – не парус и опираясь на одну ногу, мы не можем так развернуться на лыже - фактически – всем корпусом в сторону толчка, т.е. развернуться параллельно лыжне, вывернуть пятку к оси лыжи под прямым углом. Наш парус (ботинок) неподвижен и направление ветра – толчка, неизменно – поперек лыжни. Тогда что? Правильно, тогда придется идти галсами, т.е. под переменными углами к ветру и необходимому направлению. И ставить под углом не парус-ногу, он у нас неподвижен, а сам корпус- лыжу. И закантовывать по очереди не одну доску, на которой мы стоим двумя ногами ОДНОВПЕМЕННО и тем не менее, двигаемся, а две лыжи, на которых мы стоим по очереди или одновременно, но которые в сумме, в итоге, работают как один сноуборд или скейтборд или серфер. Другого выхода нет. В этом особенность и оригинальность техники конькового хода! Она не в толчке ногой от неподвижной опоры, точнее, не только в этом, она в балансе центра тяжести и в упругой работе ног на движущейся вместе с лыжником системе из двух временно и вынужденно, разделенных лыж!
И тогда в соответствии с имеющейся теорией, угол, под которым лыжа должна ставиться к осевой линии движения и при котором скорость в направлении движения лыжи, будет максимальна – составит – 45 градусов. В теории. На практике – он будет меньше, но об этом поговорим позднее. И расстояние, которое проедут наши лыжи, будет равно не длине дистанции, а сумме длин этих самых правых и левых галсов. И при оптимальном угле – эта сумма будет самой большой, как опять же не трудно видеть.
Теперь самое сложное. В чем принципиальное отличие конькового хода от классического? За счет чего движется «классик»? Он движется, как скейтбордист в начале своего разгона – толкается ногой от асфальта и реализует этот толчок в инерционное движение своего корпуса. Как весельная лодка. У него есть опорная и толчковая нога, активная и пассивная. В первом приближении. А «коньком»? При движении коньком реализация мышечного усилия в скорость и продвижение происходит на одной и той же ноге, которая ОДНОВРЕМЕННО является и толчковой и опорной! В этом особенность техники и психологическая сложность понимания конькового хода. Мы не на веслах, мы под парусом!
Есть ли в «коньке» смена функций ног - «опорная – пассивная, толчковая – активная»? Практически нет. Впрочем – это только в первом приближении. Во втором – есть. Так же, как в классике, передняя опорная нога все-таки тоже делает это второе, ускоряющее движение. Малозаметное и не всем доступное. В коньке эта смена происходит на ОДНОЙ ноге в течении ОДНОГО цикла проката-толчка во всех возможных вариантах и кроме того, эта смена функций идет на двух ногах опять же ОДНОВРЕМЕННО и они не совпадают друг с другом и перекрывают друг друга! Если на одной ноге при хорошем прокате может быть пассивная фаза, то на двух одновременно – нет, хотя бы одна нога ВСЕГДА толкается, а чаще всего - обе, одновременно.
И именно за счет этого – постоянного наличия фазы отталкивания большую часть времени двумя ногами одновременно или хотя бы одной ногой, не смотря на то, что дистанция из-за непрямолинейного движения лыж получается длиннее чуть ли не в два раза – скорость абсолютная и результирующая – больше и результат выше. Это не лыжи при коньковом ходе едут быстрее, это мы больше работаем в единицу времени.
Но работа, которую необходимо сделать, что бы перенести лыжника из точки старта в точку финиша, она зависит, как известно, от трех факторов, массы, длины пути и квадрата скорости, с которой это перемещение происходит. Поэтому коньковый ход быстрый, но очень тяжелый и чем быстрее вы проедете дистанцию, тем больше сил вам потребуется. Мало того, что фактически десятка будет совсем не десятка, но и вследствие того, что скорость у нас «сидит» в формуле работы в квадрате, то приращение работы идет не в прямой зависимости, а в квадратичной, т.е. по параболическому графику. Короче, легко не будет. Если кто надеется, что овладев техникой хода будет легче кататься – это вряд ли. Быстрее – да, но не легче. Легкость приходит от тренированности и от жалости к себе, а не от техники.
Теперь посмотрим как выглядит самое первое, элементарное, движение конькового хода. Как только вы поставили лыжи под углом к направлению движения и закантовали их, т.е. стали давить на них сверху-вбок, т.е. подул ветер в ваши паруса, то ваш корабль в ту же секунду поплывет, а лыжа – поедет, вне зависимости от того, толкаетесь вы при этом или нет. Опорная это лыжа или толчковая. Главное, что бы она была закантована, повернута под углом к направлению толчка и на нее давили сверху - вбок. Обе лыжи поедут одновременно. Главное – под действием силы тяжести и мышечного усилия просто надавить на них в нужном направлении – в бок и все. Как долго будете ехать? А на сколько длины ног у вас хватит, потому, что лыжи поедут одновременно и в разные стороны. Что вам остается сделать? Правильно, подтянуть одну ногу обратно к средней линии лыжни и снова ее поставить. Потом эту же операцию проделать с другой ногой. Но делать это надо быстро и коротко, потому что тело ваше, хоть и обладает определенной массой и соответственно, инерцией, по мере того, как ноги начнут разъезжаться в стороны, начнет проседать вниз и вам за очень короткий промежуток времени, пока это проседание не станет критичным, нужно будет оттолкнуться ногой и парировать это проседание и опираясь на эту свою инерционность, как баскетболист, зависший в воздухе, успеть подтянуть одну из уехавших ног и поставить ее, желательно, как можно ближе к центральной линии лыжни. И опереться на нее, что бы успеть вытащить вторую ногу, которая в это время продолжает ехать в сторону.
Теперь, когда ноги ваши выбрали весь запас своей естественной длины и зад предательски опустился и вы все-таки пытаетесь компенсировать это падение и толкаетесь …чем? Если ноги у вас уже почти прямые? Правильно, вы толкаетесь ступней, коротко и не сильно, ровно настолько, что бы чуть приподняться и все-таки успеть подтащить под себя вторую ногу и все повторится снова. Вы висите между широко разъехавшихся лыж и с разной степенью успеха перебираете ногами, подтаскивая их по очереди под себя. И надо сказать, это самый экономичный и полезный способ катания коньковым ходом.
Следующий этап, это когда вы уже успеваете собирать ноги в «кучку», обычно за два «перебора» и из этого положения вы бросаетесь на предварительно поднятую, с подвернутой под себя ступней ногу – и это единственно правильное движение, которое делают ВСЕ, независимо от уровня подготовки и квалификации, потом валитесь на нее. Именно в этот момент вам пригодятся лыжные палки. Что бы подставить их под свое проваливающееся туловище и подхватить его. Опять же нетрудно догадаться, что для таких целей палки должны быть достаточно короткими, по крайней мере, такой длины, что согнутая в локте и прижатая к плечу рука – самое жесткое положение, как раз опиралась на эту палку, а не была задрана вверх или тем более вверх - вперед. Победа в армрестлинге зависит именно от этого – чем ближе рука к собственному корпусу, тем сильнее включаются в работу мышцы спины и груди. Ваша задача на этапе возврата беглецов именно эта – подхватить падающее тело, а вовсе не толкать его вперед. И если палки у вас правильной длинны, вы жестко ставите согнутую руку и палка стоит максимально близко к центру ботинка и вертикально – удар падающего тела будет ощутим и вы примете его на плечевой сустав, кстати сказать, достаточно болезненно. Вы спросите меня, почему же биатлонисты едут, широко расставив руки в стороны? Это не самая жесткая фигура, это своего рода «обратный крест» на кольцах? А потому, отвечу я, что это мера вынужденная – ремни от винтовки не дают рукам занять правильное положение. Не надо лыжникам и любителям, желающим научиться ездить коньковым ходом, брать пример с биатлонистов. Итак, палки не должны быть длинными. Это раз.
И навалившись на поставленную ногу, превращая ее одновременно и в опорную и толчковую, не подозревая об этом, успеваете толкнуться палками и едете на плоской лыже, потом начинаете валиться в бок, к осевой линии лыжни, и тем самым закантовываете лыжу, едете еще быстрее, не осознавая, что вот именно этот краткий миг и есть залог побед, набираете ход, но вторая нога и зад остаются посреди трассы, повисают в безопорном положении, тянут вас вниз и вам снова приходится прерывать полет и путем двойного перебора ногами и холостого хода палками, снова сосредотачивать свои конечности под собой и снова пытаться запрыгнуть на свою правую или левую лыжу и закантовав ее, поймать ветер в свои паруса…
Это выглядит, как езда скейтбордиста, который оттолкнувшись пару раз, запрыгивает на скейт обеими ногами, , чуть-чуть проезжает и снова толкается об асфальт, стоя на доске одной ногой.
Увы, на этом большинство останавливается. Но нам надо идти дальше, а это требует дальнейших теоретических построений. Итак, движение корабля и движение лыжи является результатом взаимодействия двух сил – сила давления ветра, передаваемая через систему парус – мачта на корпус судна и имеющая свою результирующую точку (РЗ) и противодействующую ей силу сопротивления боковому смещению корпуса – лыжи, которая также имеет свою результирующую точку. Отчего зависит положение этих точек по горизонтали и вертикали и относительно друг друга? И какое дело нам до этого? А вот какое. Парус, он же разной формы и размера, и РЗ может находиться достаточно высоко, и если это «высоко» не компенсируется килевым «глубоко», или командной яхтсменов, повисших за бортом лодки на специальных фалах, тогда сильный порыв ветра опрокинет корабль на бок. Для лыжи мы этим фактором, казалось бы, можем пренебречь, ведь система – лыжа – нога, это единое целое, мы можем приложить какое угодно усилие, но не перевернем ее. Да, но мы можем «сорвать лыжу» в боковое скольжение, при чрезмерном усилии, превосходящем силы сцепления лыжи и снега. А они зависят от двух факторов – состояния трассы и правильно подобранной жесткости и длины лыжи. Если лыжи сильно жесткие, вы не продавите их, не сформируете максимально возможную площадь опоры на снег и не сможете максимально сильно толкнуться, да и скользить вы будете плохо, на носке и пятке, это во-первых, а во-вторых, не продавленная, закантованная лыжа пойдет по дуге, что увеличит нашу дистанцию, ухудшит скольжение и заставит перед постановкой опорной ноги подворачивать лыжу носком внутрь, что бы компенсировать криволинейность траектории лыжи и увеличение угла ее разворота в конце проката.
Если лыжа будет мягкая, то вы выгнете ее и опять же она будет хуже держать толчок, сопротивляться боковому смещению, хуже скользить и тоже пойдет по дуге, но теперь внутрь к осевой линии, с теми же самыми последствиями, как в первом случае и ногу вы будете разворачивать носком наружу, опять же, что бы компенсировать чрезмерную «параллельность» лыжи осевой линии в конце толчка. Этот эффект замечательно проявляется, если вы – интереса для – усиленно толкнетесь в пятку, даже несколько разворачивая ее наружу, лыжа мгновенно вильнет внутрь и вы даже поедете параллельно осевой линии. Вот если бы ботинок разворачивался!
Понятно, что на ходу каждый раз одинаково поймать угол поворота лыжи – не реально, он у вас будет все время разный, соответственно, разный по эффективности разложения сил толчок, разная скорость скольжения на разных ногах, вы будете «болтаться», «рыскать» по лыжне, ехать рывками.
Это как в стрельбе – там ведь не подводят мушку под мишень, там сразу ложатся так, что бы винтовка смотрела строго в цель и в принципе, можно стрелять с закрытыми глазами. Нога сама должна приходить на место, без вашего контроля и ехать вы должны, не ловя свое туловище на трассе - оно тяжелое, а сил у вас не так много и даже если много, они нужны для другого. Дела, я имел в ввиду.
Правильная длина лыж. Если лыжа короткая – вы ее сорвете, она не даст вам максимально толкнуться, будет плохо скользить из-за неоптимального соотношения веса и площади опоры. Если лыжа длинная - она не даст вам возможности свести ноги, выбрать оптимальный угол движения и она сразу упрется в край трассы, а если и даст, то мы же все-таки должны ехать в перед, а не в сторону, не надо в этом вопросе лишнего фанатизма. Итак, лыжи должны быть подобраны по весу, силе отталкивания, т.е. технике хода и спортивной подготовке и длине. Это два.
Пропорции тут, как вы понимаете, самые разные – какая трасса, лед, снег, свежий, старый, легкий лыжник или тяжелый, мощно и коротко или длинно и мягко толкается. Высокий – низкий. Поэтому разные лыжи по разному едут у разных лыжников и по разной трассе.
Таким образом, вертикальное совпадение двух результирующих точек неожиданно оказалось важным, понятным и достаточно полезным. Но еще более принципиальное значение имеет расположение этих двух точек между собой на осевой линии и именно оно существенно влияет на технику конькового хода. О чем идет речь. Для корабля, если точка приложения паруса при боковом ветре и точка сопротивления боковому смещению совпадают по продольной оси, то корабль идет прямо, без помощи руля и не рыскает по курсу. Если точка приложения паруса смещена вперед, то корабль будет все время уходить влево по ходу движения, если назад – то вправо. Т.е. будет идти не прямо, а по дуге и для исправления этого недостатка потребуется или парирование этого отклонения рулем или… смещение точки бокового сопротивления и сближения ее с точкой приложения паруса. Естественно, мачту на ходу никто переносить не будет, а вот площадь бокового сопротивления и форму этой площади и, следовательно, расположение результирующей точки бокового сопротивления, изменить можно - на практике это достигается путем изменения продольного баланса судна – более сильно загружают корму или нос. Вам это ничего не напоминает?
С кораблем все более или менее понятно, там вариантов не много, хотя они тоже есть – но как быть с лыжей, какие тут варианты?
Как мы уже говорили, при коньковом ходе лыжи идут по более длинной траектории, чем номинальная длина дистанции. И траектория эта зависит от угла разворота лыжи относительно средней оси лыжной трассы. Чем менее развернута лыжа – тем меньше дистанция, которую проедет в итоге лыжник, чем более развернута лыжа – вплоть до угла в 45 градусов, тем быстрее будет ехать лыжник при тех же энергозатратах, как и в первом случае, но по более длинной трассе. Возникает дилемма – более короткая дистанция – но толкаться надо мощнее и скольжение должно быть хорошим, более длинная – но можно толкаться умеренно и состояние трассы почти не имеет значение. В каждом случае – вопрос решается индивидуально.
Но, если ступня – это де факто, место крепления мачты, и она неподвижна, хотя на современных креплениях это не так, то сам лыжник, который может стоять выше или ниже, наклониться вперед или назад или сделать это все в разных сочетаниях, он фактически является парусом с переменной результирующей точкой и эта точка может двигаться в довольно широких пределах вдоль оси лыжи и соответственно, менять свое положение относительно результирующей точки приложения силы противодействия боковому смещению. Которая, как и в случае с кораблем, тоже может меняться, в зависимости от формы лыжи до, во время и после толчка или проката на ней. А это не очень хорошо, как мы уже увидели и приводит к следующему. Первое, самое простое. В идеале, если эти две точки совпадают, лыжа едет ПРЯМО и не идет по кривой, добавляя к нашей ломаной лишние сантиметры и метры, в итоге не удлиняет дистанцию и что очень важно, не создает лишнего, очень большого трения при скольжении по дуге! Второе, избавляет лыжника от необходимости контролировать положение лыжи при ее возврате после толчка и в момент постановки ее на снег и необходимости доворачивать - разворачивать ступню. Это дает одинаковую боковую скорость, это дает возможность расслабиться и идти ритмично, с минимальными болтаниями, не ловить себя на трассе.
Отличный пример такой динамической, изменчивой системы – это виндсерфинг – т.е. доска с парусом – вот именно там спортсмен имеет возможность наклонять и парус и доску и смещать свой центр тяжести в различных вариантах. Результат? Безумные скорости и полеты, прыжки в воздухе! Кульбиты и прочие безумства. А всего-то –мачту наклонил и сам назад откинулся!
А если результирующие точки приложения сил по каким-то причинам не совпадают? Тогда надо, точно также, как на корабле, сместить груз к корме или к носу – или подать центр тяжести (ЦТ) лыжника вперед или отклониться назад и/или увеличить или уменьшить силу и длину толчка, длину проката, угол наклона лыжи и смотреть, что с ними происходит – едут они прямо или идут по дуге, в каком положении оказывается нога после окончания толчка и в каком положении она приходит к точке постановки опорной ноги. Добивайтесь, что бы нога после толчка возвращалась под нужным углом, без дополнительных усилий и контроля, единообразно. Т..е ноги свели, не глядя, и так же, не глядя, встали на опорную ногу. Относительно опорную ногу! Потому что нога, на которой вы в этот момент едете, она ведь тоже опорная! Она нагружена и разгоняет вас! Есть еще один вариант, но не уверен, что он для данного случая – сместить крепление вперед или назад, в зависимости от желаемого результата. Это три.
И все-таки, в чем секрет техники лыжного хода? Почему, даже на высшем, топовом уровне, техника у всех спортсменов разная и только единицы считаются «эталоном»? А почему не все боксеры панчеры? Нокаутеры, способные нанести решающий удар? Даже тяжеловесы, у которых кулаки как пивные кружки и руки, как мои ноги? Учат их с детства, учат, натаскивают по всему миру вроде бы одинаково – а не выходит… А почему из конькобежных секций – недавно узнал, отчисляют детей с формулировкой : «неспособен овладеть техникой катания на коньках»?
Как это ни печально звучит, сложность техники конькового хода заключается в ее построении на тончайшем чувстве баланса, высокой координации и необходимости ИМПРОВИЗИРОВАТЬ. Ежесекундно. Потому что лыжня и вы на ней и ваши лыжи – вы разные ежесекундно. Есть ли определенные приемы и правила, закономерности? Конечно есть. Но…. В музыке тоже всего семь нот и есть теория композиции и можно научить играть по партитуре большинство желающих, но импровизировать или сочинять музыку – это совсем другое. Да и играть они будут по-разному, это ясно.
Еще один пример, который помогает понять существующую проблему, это цирковой эквилибр на скачущей по манежу лошади. Причем большую часть времени вы должны стоять на одной ноге. Не на двух, а на одной. Сидеть верхом – может каждый, поехать рысью – не все, а уж встать на пуанты! Преувеличение, это, конечно, но и в скейтборде и в серфинге – та же картина. Желающих много – умеющих – единицы.
Есть еще одна проблема, которую необходимо осознать прежде, чем мы двинемся дальше. Техника конькового хода она в принципе не может быть универсальной, идеальной и однообразно, в принципе! Все, что мы можем сделать на лыжне – это выбор между очень плохим и просто плохим, постоянный выбор компромисса. Например, уже упоминавшаяся проблема угла разворота лыжи – надо бы 45 градусов, это будет оптимально с точки зрения эргономики, эффективности разложения сил, но тогда не эффективно с точки зрения длины дистанции. Пойдем уже – будет короче, но усилий на поддержание скорости придется затратить больше. Поедем в сторону максимально быстро, но в нужном нам направлении – не максимально. Сядем ниже – толчок будет мощнее, скорость выше , но мышцы забьются, начнется молочное закисление. Встанем выше, толкнемся длиннее, с фазой полного расслабления – начнем ловить баланс, лыжи пойдут по дуге. Стоя высоко, наклонимся вперед , поймаем фазу «полета» и расслабления – при малейшей небрежности – лыжа просто «встает», как в песок заезжаешь, можно пойти через голову или идет по дуге и к тому же уезжаешь вбок черт его знает куда. Не десятку бежишь, а пятнашку. Сел на пятки – автоматически разведешь лыжи, боковая скорость возрастет, а абсолютная уменьшится. Длина толчка уменьшится, он пойдет «под себя», можно идти по узкой лыжне, по гололеду или при плохом скольжении, но скорость упадет и боковая и абсолютная. При этом автоматически получается - сядьте на пятки, начните толкаться коротко, поде себя - увеличится темп, частота дыхания и соответственно ЧСС, можете «захрипеть», побежать в долг, перейти на анаэробное, поверхностное дыхание, но можете «забежаться», «капнуть», встать вообще и такие примеры в последние годы в биатлоне – регулярно. Едут на финиш – вот уже золотая медаль – и бац, дальше ничего не помнит, темнота. А подъемы? Это проблема проблем. Ведь именно на подъемах выигрывают! На равнине не убежишь. Что выбирать будем и как этому научить?
Тем не менее, давайте вернемся к нашей «корабельной» модели.
В чем принципиальное отличие техники классики от конька? В том, что классическая лыжа постоянно «плоскодонна», а ветер у нас может дуть только … сверху, ну в крайней случае, определяемом смазкой, чуть-чуть сверху-сзади. Что в таком случае мы можем сделать? Мы можем аккумулировать эту энергию в своих ногах, сжимая их как пружины, сводя их максимально близко под себя, подседая, и вот из этого положения, «взрываться» и коротким толчком бросить наше тело вперед-вверх, при этом часть этой энергии мы стремимся передать передней, опорной ноге, на которую мы должны встать для фазы проката, выдвигаем ее энергичным посылом вперед как можно дальше, используя ее как инерционный движитель и более того, если вы чувствуете этот момент, то в положении «разножки» можете мышцами бедра именно передней, опорной ноги, подтянуть себя еще немного вперед. И все. Потом снова свести ноги под собой, подсесть и снова взорваться, но уже другой ногой. Понятно, что это чередование фаз расслабления – напряжения. Причем толчковая нога действительно расслабляется, просто повисая, если вы правильно толкаетесь. Чем короче и мощнее взрыв, тем больше прокат и длиннее фаза расслабления, т.е. восстановления. Чем выше нужна скорость, тем короче будет прокат, чаще и мощнее толчок и тем меньше фаза расслабления-восстановления.
А как быть с «эффективной», т.е. подлинной длиной дистанции, которую пройдет наше тело в трехмерном пространстве? Не длиной лыжни, а той ломаной кривой, которая описывает наше действительное перемещение в пространстве? Как не трудно догадаться, нерациональные движения с точки зрения достижения финиша, имеют место быть. Центр тяжести лыжника постоянно перемещается вверх-вниз и на самом деле – в отличии от лыж, он проходит гораздо более длинную дистанцию. Т.е. лыжи идут своим маршрутом, а тело – своим. Не тело, конечно, а центр тяжести и чем меньше вы проседаете и поднимаетесь при толчках, тем теоретически лучше, но практически – нет, но это из разряда компромиссов, о которых мы говорили выше.
В коньке дело обстоит гораздо сложнее. А вот, кстати, проблема, а какое положение лыжника можно и нужно взять за точку отсчета? С какого момента будем рассматривать циклы? И какая нога у нас толчковая, а какая опорная?
Мы уже говорили, что закантованная лыжа, она одновременно может быть и опорной скользящей и толчковой скользящей. Точнее, она не может быть, она ВСЕГДА, в любой позиции – и толчковая и опорная. И не важно, где она находится – справа или слева от осевой линии, на внутреннем ребре или на ВНЕШНЕМ (!), на одной лыже вы едете или на двух – лыжа, стоящая на ребре – активная лыжа, она разгоняет лыжника и одновременно держит его, дает опору для толчка. Это как скейтборд, он же вас держит и он же вас разгоняет, одновременно. А вот эта же лыжа, находящаяся в варианте гладкого скольжения – она пассивная, скользящая, она, как и в классике, не бывает активной, толчковой. И эти три состояния последовательно проходит одна и та же лыжа при одном движении лыжника. Если у вас правильная техника. Внешний кант – плоское скольжение – внутренний кант. Собственно вот это и есть та тайна, которую я вам пытаюсь раскрыть. Внешний кант – плоское скольжение – внутренний кант.
Это если кратко, а если подробно, то из физической сути процесса вытекает, что минимальные затраты энергии будут в случае минимального отклонения ЦТ лыжника по вертикали и по горизонтали от осевой линии. Т.е. нужно, что бы центр тяжести лыжника перемещался как можно меньше вверх-вниз и справа – налево, а двигался по наикратчайшему пути от старта к финишу, т.е. посередине. Обратите внимание – не само туловище или его отдельные части, мы же говорили, что лыжи и лыжник или его составные части, живут разными жизнями, а именно ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Но, это же невозможно, скажете вы! Коньковый ход по определению подразумевает именно такое движение – галсами, метания по лыжному коридору от края до края и по мере скольжения на одной ноге на закантованной лыже – самом быстром, самом эффективном способе, как мы знаем из теории парусного дела, центр тяжести еще и обязательно просядет, сместится вниз!
И вот что я скажу вам по этому поводу. Пропеллер самолета или крылья мельницы, они ведь движутся и достаточно в широких пределах и именно справа – налево или наоборот, да они вообще вращаются, т.е встают с ног на голову(!), а центр тяжести – он остается на месте, как в случае мельницы или движется вперед, как у самолета, т.е. так, как нам нужно. И? Тогда необходимо постулировать, что нас должен интересовать центр тяжести лыжника, а не голова, которая нам кажется важнее и лучше и этот центр или интересующая нас точка оптимального движения будут находиться где-то в районе поясницы или чуть ниже и вот именно вокруг этой точки наши голова - плечи и ноги и что там будет сверху, у всех по разному – могут и должны вращаться. Синхронно. Если ноги уходят влево – вы максимально закантовываете лыжу, то туловище должно уйти вправо, вы должны оказаться в НАКЛОННОМ, положении! На одной ноге! И чем более горизонтальное положение займет ваш пропеллер, тем эффективнее будет толчок, потому что ваш ветер в парус дует сверху и сбоку, т чем более сбоку – тем лучше и именно заехав на закантованную лыжу, как на скейтборд или сноуборд, максимально наклонившись в сторону, вы давите – даже не толкаетесь, а просто давите, точнее, стоите, переводите силу притяжения планеты – в данном случае, на краткий миг, она ваш помощник – в поступательное движение вашей лыжи и вас самого, если вы на ней правильно стоите. Понимаете? Это совсем другая история, чем в классике – совсем, так такого нет ничего! Вы просто стоите на напружиненной ноге – опорно стоите и при этом разгоняетесь, получаете ускорение. Как сильно вы можете лечь на бок? А как состояние лыжни позволит и СКОРОСТЬ, которую вы перед этим набрали. Потому, что инерционность, а следовательно, ваша устойчивость, она зависит опять же от квадрата скорости. Чем быстрее вы разогнались, тем сильнее или, что тоже самое, на более длительное время вы можете оказаться в этом, САМОМ ЭФФЕКТИВНОМ положении конькового хода. На одной ноге, на закантованной лыже.
Приведем еще один пример. Вы ездили на мотоцикле или велосипеде? Как вы входите в поворот на большой скорости? Вы же не поворачиваете руль, вы просто НАКЛОНЯЕТЕ КОРПУС ВМЕСТЕ С МОТОЦИКЛОМ – находясь с ним на одной наклонной оси и идете по дуге… Неопытные пассажиры, входя в такой наклонный поворот, стараются оставить корпус вертикально, инстинктивно стараются! Потому что в их жизни нет «мотогонок по вертикальной стене» или они никогда об этом не задумывались или им никто об этом не говорил - и падают или не вписываются в поворот и все равно падают. Главное препятствие в овладении техникой конькового хода – неумение и психологическая неготовность отклоняться корпусом в противоположную от толчка ногу, ложится вбок максимально горизонтально, точнее, держать корпус на оси, перпендикулярной площадке крепления лыжи. Вы должны быть мачтой – если корабль накренился, вы тоже должны накрениться! Или как пропеллер. Вокруг центра тяжести, который остается на месте.
Естественно, что эта необходимость – толкаться надо вбок как можно горизонтальнее, она ощущается всеми, кто более или менее катается коньком. Но заезжать в эту точку неустойчивости, вставать на одну ногу на скачущей спине лошади – это дано не всем и не все это требуют. Тогда что? А тогда, особенно этим грешат женщины – у них анатомия под это дело приспособлена, они, оставаясь корпусом прямо, ногу подламывает в колене, в боковой плоскости. Идут этаким «полуиксиком» и вроде бы прямо стоят, не мечутся по лыжне, и в тоже время нога толкается вбок почти горизонтально. Нойнер так ездила, таких фотографий много.
Но, как же так, если лыжа уехала в бок, как же мы сможем удержать центр тяжести на месте, по центру лыжного коридора, ведь мы на этой лыже стоим? Вот тут появляется второй постулат, который вы в жизни знаете и которым руководствуетесь, но который с позиции нашего подхода звучит следующим образом..
Что бы лыжа от вас уезжала в бок, а вы могли остаться при этом на месте и. тем не менее, держать контакт с этой лыжей, нужно, что бы ваши ноги были переменной длины, т.е. могли вытягиваться и потом снова сокращаться. Смешно, скажете вы, так не бывает. Да, если вы стоите вертикально или на прямых ногах – не бывает. А если нога изначально согнута, во всех своих трех суставах, т.е. она сначала укорочена максимально и вы на такой согнутой ноге наваливаетесь на закантованную лыжу и лыжа поехала в бок и вперед, а нога начинает удлиняться, а ваш центр тяжести остается на месте относительно осевой линии лыжни на столько, на сколько хватит этой вытянутой длины и чем ниже вы сидите, чем более полно распрямите ногу, опять же именно во всех ее трех суставах, тем длиннее будет ваш толчок, по законам физики и геометрии и тем более он будет горизонтален и направлен в сторону и соответственно, эффективен. Но на самом деле, он будет равен только части длины вашей распрямленной ноги, потому, что одновременно с уезжающей лыжей, вам придется компенсировать проседание ЦТ и толкаться совсем горизонтально на одной ноге у вас не получится, но об этом позже.
Итак, принципиально важно, что бы первый сустав ноги – голеностопный, был согнут максимально. Для этого, начиная опираться на лыжу, вы должны насколько позволяет навык и подготовка, опустить колено вперед-вниз, «задавить» его, сделать угол между ступней и голенью минимальным. В «классике» это называется «зарядить голеностоп», и именно от этого зависит мощность вашего толчка, именно от этого угла! Чем сильнее натянется икроножная мышца и ее связки, тем быстрее и мощнее она сократится. Именно разгибание ноги в голеностопе дает максимальное ускорение при толчке. Для чего сделали на современных коньках отрывающуюся пятку? Правильно, такая конструкция ботинка дает возможность до конца распрямить ногу, до самых кончиков пальцев, не меняя траектории скольжения лезвия и вот именно это финальное движение дает максимальную скорость.
Три пояснения по этому поводу. Первое – толчок ногой до самых пальцев – вы сразу почувствуете, ногу будет больно по всей внутренней поверхности от щиколотки до паха. Нога «выдернется» в суставах, связки «потянутся». Значит, вы вложились правильно, если больно и значит, все ваши мышцы расслабились и «венозные сердца» сосудистого русла ноги наполнились и при следующем сжатии, венозная кровь, отработанная, зашлакованная кровь, выдавится в венозную систему большого круга кровообращения и пойдет к сердцу под напором, облегчая его работу. Расслабляя и напрягая мышцы, вы включаете дополнительное, периферийное сердце! Если мышцы постоянно в тонусе, вы едете на сложной, изогнутой конструкции, находящейся в таком положении за счет противоположно направленной работы мышц сгибателей – разгибателей, то естественно, они перелавливают подводящие и отводящие сосуды и капилляры артериальной и венозной системы, наступает кислородное голодание. Глюкоза, универсальный энергоноситель организма, начинает сжигаться не полностью, до молочной кислоты, шлаки не отводятся и результат вы знаете… Поэтому спринтеры-конькобежцы имеют такие огромные закачанные ноги – и вообще спринтеры, если быть точным, потому что это их аккумуляторы. Они сидят низко, на напряженных мышцах, не расслабляют их, точнее фаза эта очень короткая, и бегут «в долг», анаэробно. Какие есть запасы в мышечной ткани – на тех и бегут. Комментаторы часто говорят про конькобежцев – выпрямился, скорость упала. Да, выпрямился, потому что ноги надо расслабить, они забились, не едут. И не забывайте, крупные кровеносные сосуды проходят где? В местах сгиба ноги, в частности – под коленом и если это колено плотно согнуто и мышцы до предела напряжены и не расслабляются, а колено не выпрямляется, что будет с сосудами? Они перестанут пропускать кровь в нужных количествах, а сердце лопнет в попытках создать давление для прокачки через такие узкие отверстия.
Итак, по законам физики, мы должны сидеть максимально низко. По законам физиологии, мы должны стоять максимально высоко, опираясь на суставы и кости, а не на мышечный корсет. Для поддержания максимальной скорости, мы должны до минимума сократить фазу расслабления, свободного, пассивного проката, а с точки зрения дистанционной выносливости, мы должны максимально долго катиться не на мышечном корсете, а на прямых ногах, инерционно. Выбор за вами.
Второе соображение. С какой скоростью вы можете взмахнуть хлыстом? Или кнутом или бичом, где как принято говорить? И почему после плавного замаха и более быстрого движения в «противоход», которое создает волну, раздается щелчок? Довольно громкий? А потому, что по законам физики, если волна по тем или иным причинам распространяется с уменьшением амплитуды – в нашем случае – из-за уменьшения толщины бича, на конце вообще должна быть тонкая веревочка или ремешок, а в случае цунами или просто морской или речной волны – из-за уменьшения глубины к берегу – скорость волны НАРАСТАЕТ пропорционально уменьшению амплитуды.В школьном учебнике физики раньше это было подробно описано, звук щелчка есть не что иное, как звук ударной волны при переходе скорости звука… Упс. Это при таком медленном и плавном замахе в начале?!
И нога и рука, если их рассматривать с этой точки зрения, согнутые рука и нога, распрямляясь, удлиняясь, точнее, имея точки перегиба, ведут себя как волна и являются таковой и имея разную толщину и длину своих составных частей, набирают максимальную скорость к концу стопы или кисти. Но, только это должен быть не только толчок рукой или ногой вперед, а именно волна, хлест, которую пускают от плеча боксеры и особенно каратисты, где это вообще ярко выражено – бросают расслабленную руку вперед, хорошо бы по дуге, со скручиванием корпуса и одновременно передергивают плечом, как рукояткой бича – назад, в противоход и кисть резко и коротко ХЛЕЩЕТ. Не толкает, а неконтролируемо хлещет, как свинчатка на конце бича. Поэтому в боксе не разрешают бить открытой перчаткой. Потому, что именно в таком случае получается боковой хлест, а при ударе сжатым кулаком, ничего этого не будет. Рука в кисти напряжена. И свинчатка, которую закладывают в рукавицу, она с внутренней стороны ладони и не для утяжеления кулака, а вот именно для такого хлеста открытой ладонью Но, мы же не про бокс и драки «стенка на стенку», мы же про законы физики и коньковый ход?
Но раз уж заговорили - энергия удара, она состоит из массы, умноженной все на тот же КВАДРАТ скорости. А если такой удар пустить от ноги, подсев, а потом выпрямляясь вперед и вверх, довернуть стопу на носке пяткой наружу, скрутить корпус, пуская эту самую волну вверх именно по окружности, по дуге, потом пропустить ее через руку и поддернуть в противоход… И если вы попали, то человек, естественно, никуда не полетит, это все голливудские спецэффекты, он просто вертикально «ссыплется» вниз. Но только перед этим надо быть расслабленным, как бич. Расслабление!!! Вот залог успеха во всем! Если кто не знает. Это вторая тайна лыжного – вообще лыжного хода. Да чего уж там – спорта в целом.
Где мы видим ярче всего этот эффект в лыжной технике? В толчке палками. Особенно в классике. Да, вначале рука напряжена и тяжело и медленно проходит сверху вниз, доходит до своей нижней точки и вот в момент махового движения назад, как раз и возникает этот эффект «конечного» ускорения. Вы отмахиваетесь, пускаете волну по руке. При правильном толчке, кисть в конце своего движения, какие-то несколько сантиметров, но максимально быстро, толкает палку под самым выгодным углом назад, а нас, в самом выгодном положении – в прокате на одной ноге на максимальной скорости – вперед. Вот этот финальный толчок кистью и ее дальнейшее расслабление – если вы правильно толкнулись – в нем победа. Это знали старые тренеры. Такой же эффект есть и в «коньке» и именно немки-биатлонистки так толкаются. Кисть не сжимается в кулак, она НЕ ДЕРЖИТ и даже не поддерживает палку двумя пальцами! Даже спринтеры так бегут – у них кисти вытянуты вперед, а не сжаты в кулаки! Сжатый кулак меняет ВСЮ технику бега спринтера!.
В нашем случае кисть должна сидеть плотно в темляке, без зазора и лишнего хода – поднял руку – ручка палки легла в ладонь, отбросил назад, толкнулся – кисть без зазора, жестко, ложбинкой между большим и указательным пальцами уперлась в место крепления темляка к ручке. Махнул назад - вниз - кисть в конце толчка вывернулась вверх. Потянул с открытой ладонью вперед – палка в темляке пошла за рукой, руку поднял, палка по дуге опустилась, ручка сразу легла на свое место, двумя пальцами прихватил, поставил палку под ботинок, навалился на темляк. Кисть не сжимается! Максимум два пальца! Нежно и не напрягаясь. Можно и нужно , при определенном навыке, вообще палку не придерживать пальцами. Гесснер так толкается.
В коньке это выглядит даже и не как толчок, а именно как встряхивание руками вниз, короткое и резкое. Очень короткое. Но для этого руки придется все-таки развести слегка в стороны, иначе не получится этого «стряхивания воды» с кистей. Естественно, при таком раскладе смешно даже и говорить о попытках толкаться, сгибая корпус. О чем вы! Тут настолько короткое и резкое движение, что руки с прижатыми локтями не успевают вниз уйти, не то, что корпусом толкаться! Скорость-то какая! Ты пока палки поставил, пока на них навалился, а они уже далеко сзади, толкаться не куда, пустота. А это стремление – из классики. Это там – выбросил руки вперед, поставил их, зафиксировал в полусогнутом положении и давишь их прессом и спиной вниз и назад, пока весь не согнешься и только там, в мертвой зоне, начинается эта «отмашка» с расслаблением. А в коньке с толчком на каждую ногу - когда?! Не реально, опять же начнете кланяться, начнет гулять центр тяжести, а последствия вы знаете. Короткие, резкие уколы. Но при таком толчке палки все-таки будут достаточно длинными, иначе не успеть.
И третье замечание – мы о нем уже упоминали – при длинном толчке ступней, вы неизбежно сместите точку приложения силы по отношению к точке бокового сопротивления и в конце такого толчка лыжа у вас будет держаться за снег своей передней третью, ближе к носку, вы сразу это почувствуете и она пойдет по дуге – наружу от осевой линии. Резко пойдет. Со стороны это будет выглядеть, как будто вы в конце толчка сознательно выбрасываете лыжи концами наружу. Но это не так, это получается само собой и не нужно стремиться компенсировать это движение. От него есть польза – нога будет возвращаться уже под хорошим, достаточно универсальным углом.
Итак, езда на одной ноге на закантованной лыже – это самое выгодное и базовое для техники положение. А что происходит в это время со второй ногой и где она должна быть? Мы же не можем ехать в одноопорном положении долго? На самом деле, это же миг краткий?
Мы уже говорили про разгон на скейтборде – стоя одной ногой на доске, несколько раз толкнуться об асфальт второй ногой, и разогнавшись, тут же поставить ее РЯДОМ с первой. Точнее, но одной, продольной линии – это принципиально важно. На самом деле, вторая тайна техники - неоднократно проверено на практике – состоит в том, что в момент нахождения на закантованной лыже в одноопорном положении, в самом его начале, – второй ботинок, который вы подтянули после толчка – сразу подтянули, максимально быстро, «отработавшую» ногу не надо оставлять в стороне, изображая циркуль! – и находитесь вы в подседе – оптимальном в коленном и тазобедренном, но при любом раскладе в голеностопном суставе – максимально возможном – подседе, второй ботинок должен оказаться РЯДОМ! с первым, опорным. Не просто рядом. они должен на начальном этапе освоения техники – стукнуться друг о друга. И не просто рядом, а ВЫШЕ и СЗАДИ! Нога, которая была только что толчковая, она на короткое время оказывается поджата под себя, как колеса у машины с независимой подвеской. Безопорный ботинок ни в коем случае не должен быть впереди опорного, на котором вы заезжаете на галс – практика показывает, что нога, подведенная к опорной и смешенная вперед всего лишь на половину ступни или даже на четверть – ПОЛНОСТЬЮ меняет технику. Ломает ее. Все предыдущее и последующее можете не читать. Если научитесь сводить ноги после толчка именно так – безопорная чуть сзади и выше – не рядом и на одном уровне, а значительно выше – и чем выше, тем лучше – хотя бы до верхней трети ботинка - все остальное получится само собой. Именно так едет Мартен Фуркад, когда ускоряется, особенно в подъем.
Итак, вы свели ноги – близко свели, безопорная подтянута под себя и приподнята, находится сзади (или хотя бы на одном уровне по оси движения) - так держат ноги фигуристы, когда заезжают на прыжок – обратите внимание, а вы продолжаете заезжать вбок, заваливаться на закантованной лыже и вот сейчас будет критическая точка – а где в этот момент оказывается эта самая подготовленная нога? Если она первоначальна была поднята достаточно высоко и не ушла вперед? Она окажется точнехонько под вашим центром тяжести и на…. осевой линии лыжного коридора. Что и требовалось доказать. И что вы тогда должны сделать? Что в этот момент делает Даша Домрачева? Правильно, она кошачьим движение СТАВИТ ногу, не толкает ее вперед, а просто ставит ногу ПОД СОБОЙ, не толкает ее энергично вперед и вбок - это совершенно не правильно и не нужно, а ставит ее под собой и, подхватив свое тело на – согнутую ногу, не забываем это, сразу сев на нее центром тяжести - продолжает теперь уже по настоящему ТОЛКАТЬСЯ опорной ногой, на которой она уже не может стоять и не стоит, но у которой еще есть запас выпрямиться уже практически полностью и совершить этот самый пресловутый хлест, максимально горизонтальный и как боковой ветер – максимально эффективный. Потому что нога, бывшая опорной, практически расслаблена, а скорость у вас – максимальная. Именно в результате этого глубокого сведения ног под собой, даже заведения их друг за друга, вам не нужно тратить дополнительные усилия для перемещения центра тяжести с одной ноги на другую. Не свели ноги на двадцать или десять сантиметров, значит, вы украли у самих себя эти двадцать сантиметров толчка, который теперь вместо полезной работы будет потрачен, что бы перебросить ваши несколько десятков килограмм через образовавшийся разрыв между точками опоры. С одной ноги на другую, которые вы так опрометчиво разъединили. Вам это надо, жонглировать мешком с картошкой на ходу?
Теперь наступает момент истины. Если вы подняли безопорную ногу достаточно высоко при сведении, то ступня у вас подвернется внутрь, в поперечном, довольно странном и непривычном направлении – анатомически так устроено, и когда вы поставите эту ногу под себя, под свой центр тяжести, лыжа встанет НА ВНЕШНЕЕ РЕБРО! Если вы глубоко заехали, хорошо свели ноги - то на краткое мгновение вы окажетесь на двух лыжах, закантованных на одноименные ребрах, как это бывает у горнолыжников при прохождении поворотов на параллельных лыжах. Правда, при этом у нас центр тяжести окажется распределен между двумя лыжами, находящихся в одинаковом закантованном положении, но едущих в разные стороны. Тем не менее, в идеале, на короткое время ваш центр тяжести может оказаться даже ЗА осевой линией опорной лыжи, Вы как бы «вывалитесь» наружу и толкаться будете двумя ногами в ОДНОМ направлении - слева – направо или наоборот. Не в противоположном, а в одном. А как мы знаем, закантованная, опорная, нагруженная лыжа – работающая лыжа, активная. Т.е, просто правильно подняв безопорную ногу, сместив ее к пятке или за пятку и опустив ее в нужный момент – вы уже ТОЛКНУЛИСЬ, едете активно, хотя внешне это не выглядит толчком.
Тогда что получается? Нога, которая вроде бы должна быть пассивной, опорной – она опорная, но не пассивная, а активная – а это хоть и небольшой, а все-таки выигрыш. Курочка, как известно, по зернышку. И самое главное – если ТАК получается, значит и все остальное вы делали и будете делать правильно.
Но долго так ехать не получится, и вообще может не получится, по крайней мере, не по всякой лыжне и не на всякой скорости и рельефе – но стремиться к этому надо.
Итак, вы поставили ногу под себя и «сели» на нее и она поехала вбок – но уже плашмя, как в классике. Это – настоящее, инерционное скольжение. Если вы четко перенесли центр тяжести, вертикально «сидите» на опорной ноге, то только в таком случае будет этот горизонтальный прокат. Если вы «не дошли» центром тяжести, зависли между двух лыж, то горизонтального проката не будет и вы сразу закантуетесь на внутреннюю сторону лыжи и все-таки будете ехать на двух активных ногах , но с противоположным вектором отталкивания. Ваши ноги будут толкаться в тазобедренных суставах навстречу друг другу, в противоход. Плохо это или хорошо? Не знаю, скорее хорошо, потому, что автоматически ваш центр тяжести будет выталкиваться вверх и образовавшийся треугольник, фигура жесткая, избавит вас от необходимости ловить баланс и уменьшит боковое рысканье. И вообще, чем короче, оборванней на максимальной скорости инерционный прокат, тем скорость выше. Но здоровья надо вагон. Именно так бегает Тура Бергер. Собачьей рысью – у нее расслабления нет совсем, частит, как молотилка. А вот Даша Домрачева – она как раз едет суперэкономично, выжимает максимум из силы тяжести нашей матушки-Земли, т.е. максимально использует баланс и поддержание скорости за счет переноса центра тяжести. Это совсем другой подход, совсем, принципиально другой.
Но, инерционное скольжение, уж коли вы на него вышли, а сделать это можно и энергичным «доталкиванием», проскакивая образовавшийся в результате неправильной постановки опорной ноги разрыв между возможными устойчивыми положениями центров тяжести - оно дает возможность выпрямить ногу, поехать как в классике, встать выше, расслабится по настоящему, увеличить прокат – одним словом, это для длинных дистанций. Широкого, раскатистого хода, по хорошо подготовленной лыжне. Это доставляет удовольствие и дает чувство полета.
Но толчковая нога сделал свою работу и ее пора возвращать обратно, а вы стоите почти вертикально, на выпрямленной ноге, весь устремились вперед – как в классике, и вот в этот момент вам снова нужно начинать подсед – опять же как в классике, группироваться, потягивать под себя бывшую толчковую, а теперь безопорную ногу, но не сзади- вперед, а сбоку – внутрь, а как только вы вышли в максимальную точку вертикали, вы уже начинаете валиться внутрь - нога то у вас осталась сбоку да и лыжный коридор не бесконечен, лыжа закантовывается на внутреннюю сторону и вы снова сидите на ней в глубоком подседе и сведенными ногами, и давите, давите лыжу вбок, распрямляя согнутую, напружиненную ногу, зависая и готовясь в последний момент подхватить себя…. Уф!
Еще одно замечание. В публикациях на тему техники конькового хода, постоянно встречается фраза – толчок вбок и назад. Вот что я могу сказать по этому поводу. Возьмите лист бумаги. Нарисуйте кружок – это будете вы, вид сверху. Нарисуйте сбоку прямую под углом к вам в 45 градусов. Это будет лыжа, направленная вперед и вбок. А теперь от вашего кружка начертите три стрелки направлении вашей лыжи - чуть-чуть вперед, строго вбок и чуть-чуть назад. Понятна мысль? Первый вариант, это самый лучший! Это же понятно, но мы не можем так толкаться! Это означает, что мы лыжу выталкиваем из под себя – вперед и мы сидим сзади и валимся назад! Встаньте на обыкновенные коньки и отклоните корпус назад – коньки мгновенно выедут из под вас – это будет хороший, эффективный толчок, но не долгий. Лыжи – они длиннее и позволяют до некоторой степени занимать такое положение – но об этом – в разделе подъемы.
Теперь – строго в бок – да, вот это нормальный толчок, тут никаких подвохов нет. А если чуть назад? Как пишут, назад и вбок? Это же очевидно, при малейшем переходе за линию, перпендикулярную осевой линии трассы, или, что то же самое – при смещении центра тяжести вперед, за результирующую точку центра приложения сил или бокового сопротивления, мы договорились, что в идеале они совпадают - вы начинаете толкаться ПРОТИВ хода движения лыжи! Вот именно из-за этого, при глубоком заезде в галс и стоя на прямой ноге, достаточно перейти эту невидимую грань, уйти корпусом вперед, как в классике, как лыжа ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ. А как же может быть по другому, когда ветер вдруг подул навстречу ходу парусного корабля? Вбок! Строго в бок или в идеале – вбок и вперед – ПРОТИВ нашего результирующего движения! Вы едете вперед и толкаетесь вперед, против своего хода… Странно, правда? В голове не укладывается. Но это так.
На этом, я думаю, надо остановиться. Осталось рассмотреть подробнее технику «половинчатого» конька, с толчком палками под одну ногу, подъемы и работу палками более подробно, хотя несколько соображений уже было высказано Но, это – в другой раз.

 



Ramblers Top100