collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 51
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2007.07.14-15 По местам боевой славы 33-ей армии  (Прочитано 3603 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Планируемый жесткий поход по Смоленскому бездорожью обернулся на удивление очень интересной матрасной покатушкой с историческим уклоном. Поездка вдоль живописных берегов Угры и Вори, посещение мест кровопролитных боев апреля 1942г. оставило неизгладимое впечатление на участников похода.


Участники похода: Денис (inerton ) - Калуга, Игорь - Калуга, Андрей (veloman) - Калуга, Роман -Калуга, Вася (vasso) - Обнинск.

За два дня было пройдено 90км, характер дорог - в основном лесные, лесовозные дороги, также было немного асфальта, грейдера. Два раза переправлялись вброд через Угру, довольно часто на пути попадались мелкие речушки и ручейки (Собжа, Ращена и др.), которые тоже приходилось форсировать. Как всегда, не обошлось без "зеленого ада" вкупе с небольшой стайкой слепней, однако все по-порядку...

Ранним утром, 14 июля, погрузился на первую электричку до Калуги. В полусонной дреме доехал до ст.Муратовка, где почти час ждал дизеля до Тёмкино, в котором уже ехали из Калуги коллеги-веломаньяки. Неспеша подошел дизель, я запрыгнул в последний вагон и был удивлен тому комфорту который там царил - с одной стороны сидений не было вообще (хоть 20-30 байков ставь), пассажиров тоже было не густо, контролера я вообще не видел. Повезло вообщем.



Дизель довез нас до Тёмкино, таким образом, мы оказались в Смоленской области. Дозакупившись снедью, тронулись по неплохому асфальту в путь. По небу ходили злорадные тучи, иногда покрапывал дождь. Остановились в небольшом лесу перекусить, переждать очередной дождик. Асфальтовая дорога бежала через Замыцкое и Кобелево. Деревеньки эти оккупировали по большему счету дачники, жизнь там течет неспешно и спокойно. За Кобелевым асфальт закончился, по опушке леса шла полевая дорога.

Мы прошли через поле на берег Угры в поисках брода. Нашли брод и по пояс в воде в несколько ходок переправились на правый берег. Течение на броде было довольно сильное, против течения передвигались с трудом. Сам брод и дорога давно уже не использовались колесным транспортом:



Дождик спрыснул нас и без того вымокших, последний раз и перестал. Перевели дух и тронулись дальше - в лес. Ехали по едва наезженой лесной дороге, через некоторое время добрались до деревни Староселье. Видимо, её также населяли дачники - смоленские и московские. Прошли мимо странного для русского человека строения - мазанки (кто-то строил из глины и соломы дом, причем стекла вставлялись прямо в стену, оконной рамы как таковой не было).



За деревней Староселье снова вошли в лес. Скоро вполне обычная лесная дорога превратилась в лесовозную трассу (кто был, тот знает - огромные по колено колеи, заполненные водой и грязной жижей, всюду глина, месиво из грязи и веток). Часто приходилось спешиваться и обходить препятствия. Набрели на малинник - вдоволь наелись сладкой лесной малины ;-) В одном месте обнаружили потерянные валики из сена - видимо по пути они выпали и их не стали подбирать. Лежали они здесь, видимо, с прошлого года - сено уже успело почернеть от сырости.





Однако, все хорошее кончается, кончился и лесовозный расколбас - мы вышли на поле, где и остановились пообедать. Обед был столь уместным и плотным, что веломаньяков разморило, и, по общему согласию, все завалились на полчасика отдохнуть. Внешне картина напоминала фразу из песни: "...четыре трупа возле танка наполнят утренний пезаж...". Послеобеденный сон - это непростительная роскошь в велопоходе, надеюсь, теперь вы поняли насколько матрасной получилась покатушка? :-)
Неспеша продрав глаза, собравшись, поехали далее - через д.Ломенка выехали в с.Слободка. В селе посетили разрушенную церковь, где в годы оккупации немцы держали военнопленных солдат, которых отправляли затем на запад в концлагеря и на заводы. С тех пор была попытка восстановить церковь, но она так и не была восстановлена. Внутри - мусор, хлам, все заросло травой.





Рядом с церковью 19 апреля 1942г. немцами был с почестями похоронен командующий 33-ей армией генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, геройски погибший во время ночного боя 18-19 апреля. Как такое могло быть? Случай, действительно неординарный...но об этом попозже. Скажу лишь, что в 1946г. место захоронения генерала было найдено, останки командарма были тожественно перезахоронены в Вязьме. Также в Слободке, судя по топокарте, должен был быть еще один памятник, но мы его не нашли.

Выехав из Слободки, направились на место гибели генерала Ефремова и его солдат. На братской могиле воинов-ефремовцев установлен памятник солдатам, геройски погибшим в том бою. Отдельно стоят памятники замполиту Владимирову и особисту Камбургу, везде цветы, венки, каски на холмиках...



Кругом - мирный сосновый лес, тишина... Что же произошло на этом месте в далеком апреле 1942г.?



По приказу Жукова, 33-я армия после тяжелых декабрьских-январских боев под Москвой (кстати, 33-я армия освобождала Наро-Фоминск, Боровск и Верею) выдвинулась в глубокий прорыв немецкой обороны с целью захвата стратегического железнодорожного узла - Вязьмы. Армия с боями дошла до Вязьмы, но немцы перекрыли узкий коридор по которому продвигалась 33-я армия, таким образом, все тыловые коммуникации были отрезаны, армия оказалась в окружении. Испытывая недостаток в боеприпасх, продовольствии и лекарствах, армия не смогла с ходу взять Вязьму и была отброшена немцами назад, где сражалась в полном окружении два с половиной месяца. Немцы постоянно стягивали к котлу все новые и новые дивизии, меняли измотанные в боях части на свежие. Наши войска в составе 43 и 49-ой армии безуспешно пытались прорвать немецкую оборону с юга, чтобы спасти окруженную армию генерала Ефремова.

Бои в окружении давались ефремовцам очень тяжело. Давно закончились боеприпасы, артиллерию пришлось привести в негодность и бросить, патроны для стрелкового оружия добывали исключительно в боях. Солдаты и офицеры питались кониной, продовольствием немного помогали местные жители. Было много раненых, которым не было возможности оказать медицинскую помощь, многие раненые умирали. Наконец, это был февраль, март месяц - солдаты обитали в землянках и блиндажах. Ефремов не раз докладывал по радиосвязи о катастрофическом положении армии Жукову и Сталину с просьбой разрешить выход из окружения, однако такой приказ был получен лишь в начале апреля. Ставка даже прислала за Ефремовым самолет, но генерал отказался от эвакуации и остался со своими солдатами.

Остатки армии - истощенные и раненые солдаты и офицеры начали прорываться из окружения на юг - к рубежам 43 и 49 армии, проходящим по берегам Угры и Вори. Немцы все сжимали кольцо окружения, преследуя и разбивая на части остатки армии Ефремова. Прорваться к своим удалось немногим - в апреле начал таять снег, солдаты были обуты в валенки, лед на Угре был уже слишком тонок, многие солдаты погибли, провалившись под лед, кого-то накрыл огонь нашей артиллерии, в спину стреляли немцы... страшный был прорыв. Дело в том, что остатки 33-ей армии лишись связи, и наши части не знали, куда и когда будет прорываться 33-я армия. Поэтому получалось так, что вырвавшиеся из окружения гибли под огнем пулеметов своих же солдат 43-ей армии, державших оборону на левом берегу Угры и Вори...

Группа Ефремова в составе нескольких сот человек тоже прорывалась к Угре, и была взята в кольцо врага в лесу ночью с 18 на 19 апреля. Немцы плотно обстреливали лес из минометов и артиллерии, затем пошли цепи автоматчиков.
Командарм был ранен и не мог самостоятельно двигаться. Офицеры посадили его под сосной и держали оборону до тех пор, пока не закончились патроны, затем бросились в рукопашную, все погибли в бою. Генерал, расстреляв свой боезапас из пистолета по наступающим немцам, застрелился последним патроном, чтобы не попасть в плен. После боя, найдя тело генерала, немецкие офицеры приказали похоронить командарма с воинскими почестями. На похоронах генерала, немецкий полковник, обращаясь к своим слодатам сказал - "деритесь за Германию так же, как дрался этот русский генерал".

В течение почти трехмесячных боев армия генерала Ефремова была практически полностью уничтожена, но все это время, действуя в немецком тылу,  совершая смелые вылазки и диверсии, уничтожая коммуникации врага, отвлекала огромное количество войск группы "центр" вермахта. Приказ о выходе из окружения был дан Жуковым слишком поздно, у 33-ей армии уже не было сил самостоятельно выйти из окружения, а 43 и 49-ая армии, неся большие потери, так и не смогли деблокировать окруженных солдат-ефремовцев. В 1996г. генералу-лейтенанту М.Г.Ефремову (уроженцу г.Тарусы) было присвоено звание Героя России (посмертно).

Вот такие трагические события происходили на месте, где мы оказались. Осмотрев памятник, решили попутно взять тайник геокешинга. В окрестном лесу обнаружили множество блиндажей, ям, окопов - здесь стояли немцы. В обвалившихся блиндажах были свежие шурфы - видимо, черные копатели постарались. Около одного из блиндажей нашли остатки обуви - ботинки, сапоги... Также обнаружили различные ржавые железяки, остатки бочки-печки, проржавевшую до дыр чугунную сковороду. В одном из блиндажей, в неглубоком раскопе, лежали фрагменты человеческих костей - ребра, нижняя челюсть... Рядом было импровизированное захоронение (видимо сделанное недавно) - холмик, в который был воткнут самодельный крест.





Тайник мы так и не нашли, но насмотрелись многого. Уезжали из леса в гнетущем настроении. Мы увидели смерть, сам лес дышал смертью, словно говорил нам - "люди, не ходите здесь, не тревожьте павших..."



Уже вечерело, въехали в поселок Климов Завод, где в местной школе был организован музей М.Г.Ефремова. В музей мы не попали - было уже поздно, закупились хлебом и поехали снова на берег Угры. По живописным полям и лесам по грунтовой дороге попали на территорию национального парка "Угра", затем добрались до берега реки. Места там удивительной красоты и пользуются большой популярностью у туристов. Мы проехали стоянки нескольких компаний, прежде чем сами стали на ночлег. Смеркалось, надо было ставить палатки и готовить ужин.

Уже в сумерках случайно обнаружили памятник лыжной роте 43-ей армии, погибшей здесь в апреле 1942г. в попытке прорваться к окруженным ефремовцам. Поисковый отряд из Ступино летом 2002г. обнаружил в близлежащем болоте останки наших солдат, и с почестями перезахоронил их на берегу Угры. На братской могиле был установлен памятник, рядом лежали в большом количестве страшные находки - пробитые каски, искореженное железо, ржавая колючая проволока, россыпи гильз...



На берегу Угры встали на ночлег. Стоянка даже была оборудована столом :-) Сварили гречку, частично доели дневные припасы, посушилсиь у костра и завалились спать.

« Последнее редактирование: 01 Января 2016, 19:56:24 от Ramzesito »
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: По местам боевой славы 33-ей армии
« Ответ #1 : 30 Ноября 2015, 22:27:30 »
Утро выдалось солнечным и теплым. По Угре неспеша шел утренний туман, на палатках и траве блестела утренняя роса. Позавтракали, собрались в путь. Очень не хотелось уезжать из этого уютного уголка, но время поджимало - надо было к 18.00 успеть на обратный дизель.

Покатились по полевой дороге вдоль Угры, уперлись в устье р.Собжи. Форсировав Собжу, обнаружили, что на том берегу ничего похожего на дорогу нет. Побрели на еле заметной рыбацкой тропе. Стало жарко, трава все никак не заканчивалась, а еле заметная тропинка все бежала и бежала вдаль. Попали в заросли крапивы, в которых нас первый раз атаковали полчища слепней. Приняли решение переправляться через Угру, тем более, что на том берегу виднелся удобный заход.

Переправлялись в два этапа - сначала через заводь на остров, потом с острова на тот берег. Думали, что Угра глубокая, готовились переправляться вплавь, а велосипеды и рюкзаки хотели везти на надувном матрасе. Однако, нам повезло, Угра оказалась в том месте довольно мелкой - максимум по лопатки. В несколько заходов перетащили все имущество. Потом на радостях искупались - хотя течение было сильным, но вода оказалась теплой. Не представляю себе эту переправу, скажем весной или осенью...в ледяной воде...брр...





На левом берегу опять наткнулись на захоронения солдат 43-ей армии. Могильные холмики было выложены камнями, на одном из них лежала памятная табличка. Поисковики нашли останки нескольких солдат и идентифицировали их личности. Не верится, что в таком сказочно красивом месте грохотала война, гибли люди... Позже прочитал, что солдаты 43-ей армии в течение нескольких недель пытались закрепиться на правом берегу Угры, но немцы создали там мощный рубеж обороны - колючая проволока, окопы, пулеметные точки...Немецкие пулеметы косили бегущих в атаку наших солдат десятками, сотнями. Однако наши войска все-таки закрепились на нескольких рубежах на правом берегу Угры и ждали прорыва из окружения остатков 33-ей армии, но так и не дождались... 33-я армия была расчленена и уничтожена, а плацдармы на правом берегу Угры были частично оставлены нашими войсками, частично уничтожены немцами... Наши войска сломили оборону немцев и перешли в наступление на этом участке фронта лишь летом 1943г.



Поехали дальше, путь лежал в деревню Александровка, которая находится близ места впадения Вори в Угру. Проехали через деревню и двинулись на север. На осмотр устья Вори и памятника археологии - Александровского городища не было времени. Александровское городище - несколько рядов оборонительных валов, основано в конце 1-го тысячеления нашей эры племенами восточных балтов. В д.Александровка несколько домов занимает геологическая экспедиция МГУ - что-то ищут, ими же было раскопано неподалеку другое городище - "Красный холм." На берегу Вори, севернее Александровки, обнаружили весьма необычный памятник Национального парка Угра - так называемый "Стасов камень" - огромный валун, весом более 60 тонн, принесенный сюда ледником. Камень пытались выкопать и перевезти в Александровку, чтобы поставить его на въезде в деревню, но ничего не получилось - камень просто огромен, кстати он считается самым большим из обнаруженных ледниковых камней в Калужской области. Конечно же, мы не смогли устоять против соблазна запечатлеться на фото на этом замечательном валуне.





Рядом с камнем была стоянка, кострище - здесь мы остановились на обед. Доели остатки продуктов, вскипятили чаю. Случайно обнаружили россыпь полуистлевших нестрелянных винтовочных патронов, взяли себе на память. Желание полежать и отдохнуть после сытного обеда было беспощадно отклонено - до дизеля оставалось 3 часа и примерно 30км незнакомых лесных дорог, что называется "без права на ошибку".

В темпе поехали по еле накатанной дороге вдоль Вори. Нам надо было попасть в ближайший островок цивилизации - деревню Савино. Более-менее нормальная и проезжабельная дорога незаметно закончилась, пришлось ехать по сильно заросшей лесной дороге с огромными грязевыми лужами и в компании недружелюбно настроенных оводов, перетаскиваясь через упавшие стволы деревьев, обходя особо грязевые участки по зарослям крапивы...вообщем вся эта красота в совокупности с палящим солнцем называется "зеленый ад". Конкистадоры называли зеленым адом южноамериканские джунгли, мы же назвали этим термином почти бездорожное проходимничество по лесам и болотам. А тем не менее время до дизеля бежало неумолимо...

Опять вышли на более-менее нормальную дорогу, догнали грибников на уазике, которые подтвердили, что мы идем правильно дорогой - в Савино. Преодолевая огромные лужи (под конец уже не было сил их обходить, тупо въезжаешь в лужу - вода по втулку, кое-как из нее выбираешься), по лесной дороге выбрались на поле, как бы между прочим перейдя по колено две речушки, в последней мы смыли с себя грязь, пот, добили последних слепней и просто передохнули. Тут нас нагнали грибники на уазике и прикололись, сказав - "ну вы ребята даете, мы вас еле догнали!":-) А собирали грибники лисички, до которых нам не было ни дела ни времени.



Через поле въехали в Савино, до дизеля оставалось чуть меньше часа. Приятно удивил асфальт от Савино до Ивановского. А вот рельеф не порадовал - усталые веломаньяки геройски преодолевали чередующиеся спуски и подъемы, а под конец вздумали даже потягаться с трактором, который вез тележку с досками. По обочинам дороги заметил несколько памятников времен войны, но на их осмотр уже не было времени. Первоначально планировали еще заехать в несуществующую ныне деревню Захарово (южнее Савино) - на полях близ деревни проходили бои за овладением левым берегом Вори, на том поле установлен памятник павшим бойцам. Еще хотели своим ходом доехать до районного центра - поселка Износки, чтобы лицезреть местную достопримечательность - нехарактерную для калужской области правильной формы сопки, поросшей лесом, неофициальное название которой - "Калужская Фудзияма". Видели этот холм по дороге в Тёмкино из окна дизеля.

Однако, несмотря на все напасти, миновав деревню Ивановское, мы приехали на конечную точку маршрута - разъезд Угрюмово за 15 минут до прихода дизеля из Вязьмы. Отдышались, привели себя в порядок и не без труда заскочили в последний вагон подошедшего дизеля.



Погрузить 5 велосипедов+5 человек с рюкзаками с земли в высокую дверь дизеля за 1 минуту не так то просто. В последнем вагоне расположились по-барски, кроме нас никого больше там не было. Расставили велосипеды, уставшие и довольные, в разных позах осели/прилегли на скамейках. Постепенно вагон наполнялся народом, нас обилетила счастливая контролерша, пассажиры удивленно разглядывали усталых веломаньяков и их грязные байки.

Попрощавшись с калужанами, выскочил из дизеля недалеко от станции Тихонова пустынь, где час прождал электричку на Москву. Доехал на ней до Обнинска, и где-то в половину одиннадцатого вечера был дома. Потом был душ, ужин и короткий сон. Наутро чувствуя себя инвалидом, побрел на работу...

Итоги похода - все вернулись живыми и здоровыми, хотя и усталыми, грязными, потными и немного обкусанными слепнями и прочей насекомой братией. Была разведана замечательной красоты местность - берега Угры, Вори. Жаль что не все успели, не везде побывали. В голове уже имеется пара-тройка маршрутов для покатушек по тем местам. При подготовке к походу почерпнул много информации о событиях апреля 1942г, в походе постоянно натыкались на вехи той страшной войны. Также на практике была отработана техника переправы через небольшие реки (ширина Угры в тех местах 20-30метров.) Да и вообще, было приятно съездить в компании таких же веломаньяков-энтузиастов, один из которых (Роман) отметил в походе свой день рождения!
_________________________________________________
Фотогалерея здесь

Маршрут: синий цвет - 1-ый день, желтый- 2-ой день




Автор статьи - 2faced
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100