collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 3
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2008.07.12-13 Гжатский трактъ, часть 1  (Прочитано 2910 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
2008.07.12-13 Гжатский трактъ, часть 1
« : 30 Января 2016, 22:19:26 »
"Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
 ...
Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой - цела тысяча."


отрывок из былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник"


Историческая справка:

Гжатский тракт – торговый путь из Юхнова в Гжатск, известный с конца XVI века, который соединял степные хлебные районы с северными губерниями страны. 
В 1719г. Петр I издает указ о строительстве на реке Гжати пристани для вывоза товаров из южных и центральных российских губерний в столицу. Первый же хлебный караван, прибывший в Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. Петр Великий повелел считать Гжатскую пристань «житницей Петербурга». 

Быстрорастущая Гжатская слобода во времена Екатерины II становится уездным городом Гжатск (ныне – Гагарин) и получает герб в виде «нагруженной хлебом и готовой к отправлению барки».



Торговый путь способствовал экономическому развитию края, вокруг росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани, не оставляя земледелия (стрелками показан Гжатский тракт на старинной карте)



В годы Отечественной войны 1812 года вдоль Гжатского тракта действовал партизанский отряд Дениса Давыдова и юхновские ополченцы Семена Храповицкого, благодаря чему Юхновский уезд не был оккупирован и разорен армией Наполеона. 

В ходе контрнаступления под Москвой в январе-марте 1942 года на Гжатском тракте снова развернулись кровопролитные бои, в результате которых 33-я армия легендарного генерала Ефремова, прорвавшаяся к Вязьме, попала в окружение. 

Окончательное освобождение пришло только в марте 1943 года. Война стала катастрофой для края. После двухлетней оккупации и ожесточенных боев окрестные деревни были разорены или сожжены, а местные жители угнаны в Германию. Города Гжатск и Юхнов превращены в развалины. Отступая, гитлеровцы поджигали деревни и взрывали церкви.

Взорванный храм в Юхнове





Сегодня некоторые участки Гжатского тракта послужили основой современных автодорог, в других местах движение по тракту затруднено даже на внедорожниках. 

На местности тракт угадывается среди заросшей травы по наличию насыпи и посадкам деревьев, благодаря чему местоположение дороги можно определить даже на детальных космических снимках. 

О прошедшей войне до сих пор напоминают памятные обелиски, следы от воронок, заросшие окопы и остатки колючей проволоки в лесу. Бывшие деревни, отмеченные на старых картах, сегодня превратились в отдельные дворы, а то и вовсе в урочища. 

В 2003 году на месте уничтоженной гитлеровцами на Гжатском тракте деревни Никитино, известной с XVI века, установлен поклонный крест. 

Часть древнего торгового пути сегодня проходит по территории национального парка Угра, где в бывшем здании Беляевского лесничества открыт тематический музей, посвящённый Гжатскому тракту.

   

Современными покорителями некогда оживленного тракта стали джиперы. С 2006 года проводятся регулярные организованные рейды. Например, во время подобных рейдов были заложены тайники Геокешинга: 4x4Club.Гжатский трактЪ и Подарим озеро бобрам!
Именно по информации геокешинга и узнал о существовании Гжатского тракта. Деяния джиперов, прошедших гжатский тракт не единожды, не давали спокойно спать в течение полугода. Джипа нет, но есть велосипед - а значит Гжатский тракт будет пройден, любой ценой - рано или поздно. 
 

Пролог

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

 

Покорять гжатский тракт вызвались четверо добрых молодцев - Алексей (Corvin), Антон (Zmey), Павел (Unik) и собственно, автор идеи. Поездка обещала быть сложной и необычной по формату. За два дня планировалось проехать около 160км по асфальту и бездорожью, ожидались дожди, грязь, броды и болота, трава по пояс и кровососущие насекомые, и надо сказать, ожидания отчасти оправдались.

В отличие от традиционных поездок, целью которых было - побывать в каком-нибудь интересном месте, добравшись туда по наиболее легкому и быстрому маршруту, поход на Гжатский тракт имел единственную цель - пройти по тракту, по-возможности никуда не сворачивая и не "срезая". Как оказалось, это сложная и нетривиальная задача, когда перед тобой не раз стоял выбор - пройти по целине, по древнему Гжатскому тракту или объехать сложный участок по наезженным современным дорогам. Однако, все по-порядку.

Подобно Илье Муромцу, запланировал маршрут с намерениями к "обедне" следующего дня выйти к Юхнову, к Угре. Но жизнь внесла свои коррективы в задуманный план.

Антон, Паша и я стартовали из Обнинска на электричке, в Наре выгрузились и двинулись в сторону Кубинки своим ходом. До электрички на Гагарин оставалось чуть более часа. Немного не рассчитали силы и... опоздали на "гагаринскую" электричку, на которой ехал Алексей из Москвы. Расстояние от Нары до Кубинки вполне проходится за час налегке, а мы были груженые - не учли данный фактор, получили хороший урок на будущее.
Но, горе - не беда, созвонились с Алексеем и около часа ожидали следующую электричку на Вязьму. Электричка подошла точно по расписанию, мы погрузились и поехали в Гагарин. Проезжая Бородино, мельком увидел Шевардинский редут и военно-историческое поселение Доронино. Ехали долго, начала донимать жара, от духоты тянуло в сон. Уже подъезжая к Гагарину, прошли контролеры - значит билеты мы купили не зря.



Наконец, вышли в Гагарине и встретились с Алексеем.



В городе царила полуденная жара. Дозакупившись продуктами и водой, поехали в центр города - к памятнику первому космонавту земли - Юрию Гагарину. На центральной площади сфотографировались у памятника и пересекли мост через реку Большая Гжать.



Небольшое пояснение - Юрий Гагарин родился в 1934г в деревне Клушино, что в нескольких километрах на север от Гжатска. В Гжатске Юра посещал среднюю школу. В честь первого космонавта, после его гибели, в 1968г. город Гжатск был переименован в Гагарин.
Река Гжать удивила своими скромными размерами. Ожидали увидеть реку по крайней мере не уже, чем Протва и серьезный мост через реку. На самом деле Гжать - узкая заросшая речушка с небыстрым течением и небольшой долиной. А ведь когда-то Гжать была судоходной рекой - с гжатской пристани отправлялись вниз по течению груженые баржи.





Тем временем, мы выехали из Гагарина и поехали на юг, по самому легкому участку Гжатского тракта, закатанного в асфальт. Пересекли Минское шоссе, проехали через Алексеевку и остановились на берегу Гжати на поздний завтрак (было около 13:00). Во время привала наблюдали пацана, который зашел по пояс в воду и пытался рыбачить. Но пацан то ли откровенно валял дурака, то ли его плющило от жары, все закончилось тем, что он порвал леску и потерял крючок. Мы же попили чаю и поехали дальше. Дорога - довольно хороший асфальт, машин мало, рельеф несложный, в общем, ехалось хорошо, если бы не жара. Останавливались, пили, обливали голову водой.



Паша поймал какую-то маленькую железячку в покрышку. Пока меняли камеру, мы с Антоном пошли фотографировать ржаное поле.





Едем дальше - за спиной остались деревни Покров, Вешки, Ширяйкино, а вот и граница Тёмкинского района, пересекаем Ворю по мосту. А вот и своротка с асфальта - на деревню Силинки. Асфальтовый участок гжатского тракта длиной 46км пройден.





Тем временем, запасы воды у нас подошли к концу, и мы рассчитывали найти в Силинках питьевую воду. Деревню наполовину населяли дачники, некоторые дома были в разрухе и запустении. Спросили одну дачницу насчет воды - она сказала, что воду нам никто не даст, ибо рыть колодцы здесь очень дорого, но есть один общественный колодец, из которого воду она набирать не рискует. Выбора не было, и мы запаслись водой из общественного колодца. Вода оказалась вполне пригодной для питья. Облив напоследок горячие головы колодезной водой, мы преступили границу цивилизованного мира и вступили на "дикий" Гжатский тракт - заброшенный и заросший.

Прошли первое препятствие - брод через речушку Полоть, вышли на поле, вдали виднелась небольшая избушка. По заросшей полевой дороге ехалось было трудно - поле когда-то было распахано поперек, везде "окаменелые" кочки. Дошли до леса, поле заканчивалось, заглянули в охотничью избушку на сваях. Охотники подкармливали или косуль или кабанов, а сами, сидя в избушке, подкарауливали неосторожную дичь. Избушка небольшая, примерно 2х2 метра, внутри лавка, узкие горизонтальные "бойницы" в стенах.





Мы остановились на краю поля пообедать.
Алексей достал из недр своего необъятного рюкзака-велоштанов чудо-обед - картошку с курицей, приготовленный его девушкой. Мы наелись до отвала. Ехать дальше уже не хотелось :)

На опушке леса наконец-то увидели настоящий Гжатский тракт - в лес параллельно уходило 2 канавы, между ними что-то типа небольшой насыпи, поросшей деревьями. Собравшись и сбросив остатки послеобеденной лени, двинулись через лес по насыпи. Обнаружились еще несколько "полос". Местами просматривались колеи, видимо от джипов. Мы пошли по узким колеям от квадроциклов, видимо они проезжали здесь недавно. Местами встречались круглые ямы, заполненные водой - наверное это были воронки от бомб или снарядов. Во время войны немцы усиленно бомбили коммуникации наших войск. Кое-где валялось очень ржавое железо - покореженные металлические листы. Еще как ориентир, по тракту проложен подземный электрический кабель и установлены знаки - копать запрещено.



По колеям вышли из леса, переправились через небольшое болотце и снова вышли на луга, заросшие травой по пояс. Пройдя по полю (по траве ехать было очень тяжело), оглянулся назад и отчетливо увидел остатки Гжатского тракта:  три полосы, разделенные лесопосадками



« Последнее редактирование: 10 Февраля 2016, 23:22:57 от Ramzesito »
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: Гжатский трактъ, часть 1
« Ответ #1 : 30 Января 2016, 22:20:06 »
Первый внедорожный участок Гжатского тракта

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
 Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.


Нашим "Черниговым" была деревня Савенки, которую мы увидели, поднявшись на возвышенность. А силушкой вражьей стали для нас разнообразные насекомые, в основном оводы - мы вторглись и их владения, и они с удовольствием накинулись на нас. Били эту силушку как могли - мазались разными средствами, отмахивались, даже мат-перемат не помогал.

Мы думали, что Савенки - мертвая или полузаброшенная деревня, но это оказалось не так. Вышли к крайнему двору. Нас приметила бабушка и резво побежала к нам - при этом она разговаривала без умолка и несла какую-то чепуху, мы подумали, что бабушке очень скучно и живых людей она не видела очень давно. Деревня вся была заросшая высокой травой, кое-где были видны полуразвалившиеся избы.   

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.


Однако, на противоположном конце деревни обитали вполне нормальные дачники, которые по свой доброте и наивности отговаривали нас ехать прямо по целине и показали объездную дорогу. Они не знали, что объездные дороги нас не интересуют, а нужна дорожка "прямоезжая". На что мы и возразили - "как это нет дороги? джиперы же проезжали, и мы проедем". Местный дядька скептически оглядев нас сказал - джиперы проезжали в мае, с тех пор все заросло, вы не проедете, если только пешком идти и велосипеды рядом вести". Нас такой вариант устраивал.



Облившись в очередном колодце мутной водой, вышли на край деревни. Слева раскинулся пруд-болотце, из которого торчали засохшие стволы деревьев. Мы катились по насыпи, внезапно насыпь закончилась обрывом - видимо ручеек, текущий из пруда, размыл насыпь.



Слева был виден съезд, у воды играли местные дачные дети. Преодолев ручеек и поднявшись на ровное поле, мы опять вступили во владения "дикого" Гжатского тракта.
 
Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
 С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.


Казалось, что, чем дальше идем, тем трава еще выше и гуще, а жара и слепни и не думали оставлять нас в покое. По примерным прикидкам до ближайшего островка цивилизации - деревни Алферово, нам оставалось 6-7км по прямой. Обнаружили знакомые узкие колеи от квадроциклов, пошли по ним, ехать было очень тяжело, в основном, шли пешком. После нас в траве оставались буквально улицы :)

Колеи от квадроциклов мы потеряли и пошли просто по направлению. Случайно вышли на джиперские колеи, которые местами были видны под слоем травы, пошли по этим колеям. Увлеклись этими колеями и поняли, что идем не по прямой, а зигзагами пересекаем заросшее поле. Увидели еще одну охотничью избушку. К тому времени мы уже порядком устали. Алексей вообще герой - пешком тащил рядом с собой велосипед с объемными велоштанами по травяной целине высотой по грудь.

Передохнули, и, отмахиваясь от слепней, посовещавшись, решили идти напрямую. Продираясь сквозь траву (местами это была крапива и различные вьющиеся растения) шли параллельно знакам, обозначающим подземный кабель. Впереди должна была быть речка Дубянка, к которой мы довольно удачно и вышли, точно к броду. Опять увидели отчетливые "окаменевшие" джиперские колеи на спуске и на подъеме из долины Дубянки. Речка рас разочаровала - она была очень мелкая, и вода в ней была не совсем прозрачная, да еще и с запахом тины. Кое-как умылись и смыли пот.

Пошли дальше, радовало лишь одно - цивилизация все ближе и ближе. Слева, метрах в пятистах, был виден памятник, но сил и желания подойти к нему уже не было, скорее хотелось выйти из "зеленого ада".





А тем временем жизнь налаживалась - время было уже вечернее, жара медленно, но верно спадала, даже казалось, что слепней стало меньше. Колеи становились более раскатанными, по ним вполне можно было ехать. А вот и крыши домиков деревни Алферово! Почти уже выйдя к деревне, встретили охотников на квадроциклах - видимо, они ехали в "ночную". Узнав, что мы едем из Гагарина, и прошли по целине - они очень удивились и порадовались за нас (но наверное подумали - "вот придурки!"). Стало ясно, кто накатывал по полю такие замысловатые колеи зигзагами - оказывается, это были охотники, объезжавшие избушки и подкормки. Попрощавшись с охотниками, наконец-то вышли к жилью - более того, нам повезло, и мы сразу же обнаружили колодец с довольно неплохой водой. Набрали воду, смыли с себя грязь и пот, немного передохнули.

На часах было уже около 21.00. Решили добраться до ближайшей речки (Воря или Истра) и переночевать. По наезженной дачниками дороге поехали в Павловское, деревня оказалась довольно большой, и мы даже нашли магазин, который естественно, был уже закрыт. Немного поплутали на выезде из Павловкого, наконец-то выехали из деревени и остановились на распутье - более-менее наезженная дорога уводила влево, но нам надо было ехать прямо - впереди должен был быть брод через Истру. С трудом нашли заросшую дорогу и покатились по нужному направлению. Обогнули справа высокую насыпь (видимо когда-то тут был мост) и выехали к Истре. Речка оказалась неглубокой (по колено), шириной около 20м. Вышли на другой берег и встали в березовой рощице на ночную стоянку.

Поставили палатки, приготовили ужин, посидели у костра, покормили комаров и завалились спать, решив, что завтра сядем на дневной дизель, ибо сил покорять дальше Гжатский тракт уже не было - мы очень вымотались за этот день - проехали и прошли около 90км, в том числе сложные участки по целине и бездорожью. А завтрашний день обещал быть еще жарче, и оставшийся участок Гжатского тракта был еще сложнее - болота, лесные заросли, та же трава, насекомые и прочее...



Встав утром чуть позже графика, не спеша позавтракали, собрали вещи и поехали дальше на юг - к железной дороге, в надежде сесть на дизель на разъезде Угрюмово. Пересекли железку и в темпе поехали в деревню Ивановское - без магазина как-то тоскливо жить :) Закупились в Ивановском квасом, минералкой и соком, рванули в Угрюмово. Прибыли на станцию за 5 минут до дизеля. Пассажиры, ожидающие поезд, попрятались в тень. Нам уже было все равно и мы плавились на солнцепеке.






Эпилог

Подошел дизель. Вредный машинист не открыл последний вагон, и мы стали как-то нерасторопно загружаться в третий вагон, причем машинист все порывался закрыть двери, пока мы садились. Алексей садился последним и чуть-чуть не остался со своим рюкзаком-велоштанами в Угрюмово.
Жара продолжала плющить нас и в дизеле, который полз очень медленно. Тетенька-кондуктор хотела содрать с нас денег по максимуму - и с нас и за велосипеды, но сжалилась, и взяла всего по 100р. с человека. Кое-как доехали до Садовой, перешли на другую платформу и сели на электричку в сторону Москвы. По сравнению с дизелем, электричка показалась нам супер-скоростным экспрессом.
На Садовой по-честному купили билеты до Обнинска, но тем не менее попали под пресс контроллеров - они потребовали оплатить велосипеды или снять передние колеса. Мы не сделали ни того ни другого, а контроллеры видимо забыли про нас и пошли дальше. Вот мы и дома - в Обнинске, Алексей же поехал дальше в Москву. Попрощавшись друг с другом, разъехались по своим берлогам. Наверное все первым делом заскочили в душ :) 
 
Говорит ему Владимир таковы слова:
- Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
 И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
Говорил Илья он таковы слова:
- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест...



Вместо послесловия

Гжатский тракт остался до конца не пройденым, не покоренным. Маршрут оказался довольно сложным, не хватило сил и решимости пройти тракт до конца. Не учли неблагоприятные погодные условия - жару, не подогнали снаряжение - тракт лучше проходить без громоздких вещей на багажнике.
Видимо, до конца сезона 2008г. закончим прохождение второго внедорожного участка Гжасткого тракта ~ 30км, предположительно в конце сентярбя-начале октября, хотелось бы уложиться в один день. Напоминаю - непройденным остался самый сложный и интересный участок тракта. Тем не менее, участникам экспедиции - большое спасибо за участие и терпение :)

Карта с пройденным маршрутом:
Общая карта пройденного нами участка Гжатского тракта:



Внедорожный участок тракта, цифрами обозначены: 1- деревня Силинки, 2- деревня Савенки, крестом обозначен памятник до которого мы не дошли, цифрой 3 обозначена деревня Алферово:

   

Фотогалерея 1
Фотогалерея 2
________________________________________________
Обсуждение в соответствующей теме

Автор статьи - 2faced
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru ќЄбв६ «м­л© Ї®ав « VVV.RU Яндекс.Метрика