collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 14
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2008.08.02-03 Дорогами войны  (Прочитано 2062 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
2008.08.02-03 Дорогами войны
« : 10 Февраля 2016, 23:22:13 »
Мы не знаем, как дожить до вечера,
Нам до смерти, может, полчаса,
Но в ветвях берёзы искалеченной
Славят чётко птичьи голоса.
Посекло осколками и пулями,
Всё живое прячется в ветвях.
Не убиты, просто все уснули мы
На сырых расстрелянных полях.


стихи Феофана Липатова, ветерана Великой Отечественной Войны


Идея похода - проехать по местам ожесточенных боевых действий 1941-1943 годов, проходивших на территории Калужской и Смоленской областей. В тем местах очень много памятников, обелисков, братских могил, до сих пор встречаются следы войны - осыпавшиеся окопы и блиндажи, воронки от снарядов и бомб, ржавая колючая проволока, вросшая в стволы деревьев, крупные осколки и многое другое.

Краткая историческая справка:

В начале октября 1941г. в ходе стремительного наступления немцев на Москву, в окружение западнее Вязьмы попали соединения 5 советских армий Западного и Резервного Фронта. Наши войска с боями прорывались на восток к линии фронта разрозненными группами, не всем это удалось. Немецкое командование сообщило о 663000 человек, погибших и попавших в плен под Вязьмой красноармейцев и командиров. Покончив с Вяземским котлом, немецкие армии ринулись к Москве, где были окончательно остановлены в конце ноября-начале декабря 1941г.

Карта Вяземского котла (кликабельно)



В феврале 1942г. 33-я армия генерала Ефремова прорвала немецкий фронт в районе Износок и начала наступление на узком участке на Вязьму. В прорыв успели войти 3 стрелковые дивизии, после чего немцы перерезали тылы 33-ей армии и сомкнули фронт в районе Захорово-Угрюмово. Одновременно с этим 1-я кавалерийская дивизия генерала Белова прорвалась в районе Юхнова через Варшавское шоссе на север и действовала в тылу врага. Также был высажен воздушный десант в район Знаменки и Желания. Кавалеристы и десантники действовали совместно с партизанами и держали под своим контролем большую территорию в тылу врага (Смоленская область - Ельня, Дорогобуж).
Летом 1942г. эти соединения вышли из окружения, выполнив свои задачи - в течение нескольких месяцев сковывали на себе крупные силы врага.

33-я армия не смогла взять Вязьму и вынуждена была выходить из окружения. В апреле 1942г. бои на Угре и Воре достигли своего пика. 43-я армия ожесточенно атаковала немецкие позиции по правому берегу Угры и Вори чтобы деблокировать части 33-ей армии. Разрозненными группами из окружения вышли всего около 800 человек 33-ей армии, при прорыве из окружения погиб командарм-33 М.Г.Ефремов и многие командиры и солдаты.
Подробнее о месте гибели генерала Ефремова

Бои и Угре и Воре продолжались вплоть до лета 1943г. когда советскими войсками в ходе общего наступления была полностью освобождена Калужская и Смоленская область. Война оставила в тех местах страшные следы - сожженные дотла деревни, изрытая окопами и взрывами земля, искореженные остатки военной техники, огромное количество убитых с обоих сторон. Уцелевшие местные жители хоронили погибших в братских могилах, расчищали от железа и трупов поля и дороги. В лесах и болотах останки советских и немецких солдат хоронить было некому. До сих пор они лежат там, заросшие травой и мхом.
Поисковое движение, начавшееся в СССР в конце 80-х годов ежегодно проводит Вахты памяти в тех местах, найдены и идентифицированы тысячи бойцов Красной армии, но еще десятки тысячи безымянных героев лежат в калужской и смоленской земле.

"Дорогами войны" август 2008г.

В поход 2-3 августа 2008г. традиционно собрались велотуристы из Калуги, Малоярославца, Белоусово, Жукова и Обнинска - всего 11 человек. Группа окончательно собралась в Износках. После рейда по местным магазинчикам и стартового фото, группа двинулась по направлению к Извольску.





По пустынной асфальтовой дороге мы быстро добрались до села Извольск, посетили монумент погибшим в 1941-42г. За Извольском наезженная дорога закончилась, и мы поехали, а местами пошли по некогда оживленной, но давно заброшенной дороге на Александровку.





На наше счастье, дорога оказалась более-менее проезжабельной, видимо недавно по ней прошли на УАЗе. В основном дорога заросла травой, иногда встречались глубокие и заболоченные колеи. Было жарко, и мы подверглись нападению летающей и кровососущей братии - комаров, мошкары, слепней. Кроме нас насекомым питаться было нечем и некем :)





От Извольска до Александровки мы проехали через урочища - Новое, Федюки, Борисенки, пересекли заброшенный Гжатский тракт  - когда-то там стояли деревни, кипела жизнь. Сейчас урочища - заросшие травой и кустарником поля, на которых изредка угадываются посадки плодовых деревьев, заросшие крапивой холмики - места где стояли дома.





Ближе к Александровке встретили джиперов - 2 машины. Они в лучших своих традициях засели в болотине и выходили на лебедках. Джиперы порядком размесили дорогу на Александровку, и нам пришлось неоднократно преодолевать грязевые колеи.





Однако, чем ближе к Александровке, тем дорога становилась все лучше, и скоро мы вышли к деревне. Уставшие, потные, покусанные насекомыми, мы с удовольствием освежились, облившись холодной водой из колодца.





Затем наш путь лежал в устье Вори, где мы посетили обелиск, установленный в 70-х годах комсомольцами ФЭИ в память о погибших красноармейцах . Там мы пообедали и стали думать, как и где перейти Угру вброд, чтобы попасть на правый берег. Самые смелые двинулись на разведку, которая увенчалась успехом - был найден "брод" между двумя островами, максимальная глубина составляла чуть больше метра. Однако, переправа осложнялась очень сильным течением близ второго острова.





Первые переходы с грузом (рюкзаками, велосипедами) были осуществлены в упорной борьбе с течением, затем мы натянули веревки, и в дальнейшем переправа проходила более безопасно - можно было держаться за веревку, ибо течение буквально сбивало с ног.





Переправа прошла интересно и весело, все были в восторге от пережитого. Переправив все грузы, мы с удовольствием искупались в Угре. Поднявшись на заросший крапивой правый берег Угры, напротив устья Вори, мы посетили мемориальное военное кладбище "Большое Устье".
Здесь захоронены тысячи красноармейцев и командиров, найденных поисковиками в тех местах. На мемориале множество плит с фамилиями бойцов, рядом недавние захоронения, ржавые каски, скорбный черный крест венчает мемориал. Все заросло травой. Печальное место. Во время войны на этом месте была деревня Большое Устье, здесь же, на правом берегу Угры были хорошо укрепленные немецкие позиции. Во время ожесточенных боев 1942-43г деревня Большое Устье, как и многие другие в тех местах, была разрушена и сожжена. После войны жители сюда не вернулись.







Далее мы направились в поселок Климов Завод по еле наезженной полевой/лесной дороге. По пути около дороги не раз встречали заросшие окопы, воронки. Роман нашел какие-то осколки - видимо от авиабомбы. Окопы извивались замысловатыми линиями и уходили в лес. Скорее всего, 60 лет назад, здесь было редколесье или поле. Кругом хвойный лес, под ногами прошлогодняя листва, мох, тишина.





Выехали из леса на поляну - урочище Жары, до войны здесь была одноименная деревня. Проехав Жары, перешли вброд речку Собжу, добрались до урочища Лукановка, где у дороги захоронены несколько красноармейцев и стоит белая пирамидка-обелиск.





Перешли речушку Рудянка и добрались по довольно хорошей полевой дороге до Климова Завода, где нашли блага цивилизации - магазины и воду :)





Попрощавшись с Денисом и Аллой, мы поехали на место гибели генерала Ефремова - урочище Горнево близ Климова Завода. Посетили памятник, прогулялись дальше в лес до немецких блиндажей. Нашли недалеко от дороги сильно раскопаный блиндаж, в нем мелкий мусор и кости, остатки сапог или ботинок, рядом в земле крест из веток. Вернулись обратно к памятнику, сфотографировались. Уже вечерело, вечерняя прохлада опускалась на землю.





Вышли на трассу Р-132 у Слободки и поехали по направлению к Знаменке. Нашей задачей было преодолеть около 25км и заночевать у Знаменки на берегу Угры. Финальный бросок к Угре дался нелегко - мы уже порядком устали, нескончаемая асфальтовая лента вилась поворотами, опускались сумерки. После деревни Доброе на минутку заехали на памятник гвардейским артиллеристам - капитану Флёрову и его солдатам.



В октябре 1941г при выходе из Вяземского котла, батарея капитана Флёрова попала в засаду близ деревни Богатырь. Артиллеристы приняли бой, взорвали "Катюши", часть бойцов отступили в лес. Капитан Флёров и несколько солдат погибли при подрыве боевых машин и были похоронены местными жителями. После войны место захоронения героев-артиллеристов было утеряно - ограда и памятник обветшали и заросли травой, а поле было перепахано. В 90-х годах, после того, как И.А.Флёрову было присуждено звание Героя России посмертно, поисковики снова нашли захоронение. Останки батарейцев были торжественно захоронены близ трассы Калуга-Вязьма у урочища Богатырь. На месте захоронения установлены два обелиска. Подробнее о последнем бое капитана Флёрова.

Уже почти в темноте добрались до Знаменки, перед поселком на высоком месте на монументе установлена "Катюша" (более современная, 50-х годов).



Проехав Знаменку, спустились к Угре, где не без труда нашли место для стоянки. Поставили палатки, развели костер, поужинали. Все разошлись по палаткам - день выдался насыщенным событиями, и мы, усталые и довольные, под шум автомобилей с трассы, уснули.
Утро 3 августа выдалось солнечным, но потом небо затянули облака, днем по прогнозам ожидался дождь. Позавтракали, собрались, сфотографировались на фоне Угры и выехали со стоянки. Нам предстояло преодолеть около 45км по асфальту до Вязьмы, причем надо было успеть на дизель до Калуги в 16.05









После Угры, в основном, пошли пологие затяжные подъемы. Дорога, в общем-то, ничем особым не запомнилась, разве что один раз нам преградило путь коровье стадо, а еще, какой-то, видимо, нетрезвый водитель, улетел в кювет. Добрались до деревни Красный холм, за которой у дороги расположено воинское захоронение "Поле памяти". Здесь захоронены тысячи советских воинов, найденных поисковиками в смоленской земле. Сотни холмиков, на них -  изъеденные ржавчиной и пробитые осколками каски. Справа от дороги часовенка. Слева - небольшая беседка с колоколами, холмики, свежие деревянные кресты, камни с табличками и фамилиями, монумент с трактором. Памятник погибшей "деревне". В конце аллеи был еще один памятник - погибшим деревенским детям.







   

Зарядил обещанный затяжной дождь. Надев плащи и накидки, мы поехали дальше. Довольно быстро добрались до пригородов Вязьмы. Частично по интуиции, частично по информации от местных жителей доехали до ЖД-вокзала Вязьмы около 14:00. Дождь помешал нам проехаться по историческим районам Вязьмы - осмотреть памятники и архитектуру города. Ничего, в другой раз.

Вокзал Вязьмы приятно удивил инфраструктурой - внутри было много места, мы переоделись в сухую одежду и даже перекусили в неплохом вокзальном буфете. До дизеля оставалось еще время, и мы осмотрели окрестности вокзала - сходили к паровозу, к близлежащим памятникам.







Подошел новенький бело-голубой дизель, и мы не спеша загрузились в последний вагон. В пустом вагоне мы расположились по-хозяйски. Дорога заняла 4 часа, кто дремал, кто смотрел в окно, кто вел беседы. Дизель постепенно наполнялся дачниками. В Садовой мы попрощались с калужанами и перескочили на московскую электричку.

Ну вот, вообщем-то и все, - в воскресенье вечером прибыли в Обнинск, разъехались по домам.





Поход получился очень интересным и насыщенным событиями. Давно не было такого разнообразия дорог и препятствий в одном походе. Много памятников и следов войны. Компания подобралась душевная и дружная. Были некоторые технические проблемы, которые были преодолены, в связи с этим был получен опыт и сделаны выводы.

Надеюсь поездка "Дорогами войны" всем понравилась, до новых встреч в велопоходах!

Статистика:
Участники похода: Денис-inerton (Калуга), Сергей-JEER (Калуга), Роман (Калуга), Руслан (Жуков), Юра-prepod(Обнинск), Денис (Белоусово), Денис-rds (Обнинск), Алла (Обнинск), Юра (Малоярославец), Паша-unik (Обнинск), Вася-2faced (Обнинск)
Пройдено за полтора ходовых дня 115км, из них около 80км по асфальту, 35 км по заросшим лесным-полевым дорогам
Пройдены вброд: крупная река Угра и две мелкие речушки - Собжа и Рудянка
Убито неисчислимое количество кровососущих насекомых, съедено и выпито большое количество пищи и воды, пролито ведро пота и т.д.

Фотогалерея Василия (2faced)
Фотогалерея Сергея (JEER)
Фотогалерея Дениса и Аллы
Фотогалерея Дениса (Inerton)

Маршрут
__________________________________________
Обсуждение в соответствующей теме
« Последнее редактирование: 20 Февраля 2016, 00:11:55 от Ramzesito »
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru ќЄбв६ «м­л© Ї®ав « VVV.RU Яндекс.Метрика