| Отчет об однодневной поездке на южный участок Гжатского тракта (Мокрово-Угрюмово). Увы, но коварный тракт опять не был покорен до конца. Попутно посетили предполагаемое местонахождение одной из братских могил времен Великой Отечественной в тех местах. Побывали в мертвой деревне Шатрищи. Очень порадовала погода - было сухо и солнечно, золотая осень в лесах великолепна. |
Прочитать про первую попытку взятия тракта можно ЗДЕСЬРанним холодным и туманным утром 28 сентября 2008 мы с Ромой сели в первую "калужскую" электричку.
Вышли, как обычно, на Садовой, туман почти рассеялся, медленно, но верно утро вступало в свои права. Пока ждали дизель, согревались как могли - катались по платформе и топали ногами. Подошел новенький (отремонтированный) дизель, в котором тоже было не жарко. Контроллеры озадачили нас новостью, что теперь билеты на дизель надо покупать в кассе, а не как раньше прямо в поезде. В полупустом и холодном вагоне доехали до Мятлево.
Выехали на Варшавское шоссе и бодро покатили к Юхнову. В низинах еще стоял туман, редкие машины проносились мимо. После часа кручения педалей стало даже жарко.
Выглянуло солнце, ехать стало веселее. Впереди показался мост через Угру, остановились передохнуть у своротки на Кувшиново. Там установлен обелиск экипажу нашего бомбардировщика, который, будучи подбитым, падая, устремился на колонну немецкой техники. Там же небольшой памятник военным шоферам. На другой стороне шоссе обелиск в честь Стояния на Угре 1480г.
Проехали через Кувшиново, Подборки, свернули с асфальта на грунтовку на Мокрово - к началу Гжатского тракта. В давние времена тракт начинался в Юхнове, через Угру был мост, а на правом берег небольшой монастырь. Сейчас ни монастыря, ни моста не сохранилось. При невысокой воде Угру в этом месте можно перейти вброд. Мокрово - приличная деревня, наверное, наполовину "дачная", и место там довольно живописное.
Запечатлев начало Гжатского тракта на фото, двинулись в путь. Грунтовая дорога бежала от Угры вверх между сосен. Снова вышли на асфальт и поехали к Строево. Отличный участок дороги - машин почти нет, по сторонам сосновый бор, грибы прямо с асфальта видно. Рома даже снял на ходу пару видеороликов.
Остановились у информационного щита Национального парка "Угра" - почитали о достопримечательностях и правилах поведения на территории парка.
В Строево асфальтовая дорога свернула налево, к Беляево (собственно там асфальт и заканчивается, и на Александровку идет грейдер). Направо - дорога на Рубихино, там живописные развалины храма. Проехав Строево по главной улице, вышли на грунтовку на Новоуспенск. Наезженная дорога на Новоуспенск свернула направо, а прямо через заросшее поле шла полевая дорога. По карте Гжатский тракт - прямо. Остановившись в раздумиях, увидели памятный крест - здесь стояла деревня Карцово, уничтоженная в ходе боев февраля-марта 1942г. Деревня не раз переходила из рук в руки, была под обстрелом и бомбежкой. Поехали по полевой дороге через урочище Карцово - справа в рощице заметны линии окопов.
Скоро добрались до Новоуспенска - небольшой дачной деревушки. За деревней началось поле, потом мы въехали в лес. Собственно, после Новоуспенска начался настоящий Гжатский тракт - не закатанный в асфальт, а такой, каким он сохранился. Отчетливо видно три полосы, между ними дренажные канавы. Грунтовка шла то по центральной полосе, то виляла объездами. Ехать было крайне интересно - никогда не получал такого удовольствия от управления велосипедом, словами это не передать:) Вокруг - красно-золотой осенний лес, множество грибов, растущих иногда прямо на дороге. Зеленая трава, еле видные колеи, кочки, повороты, едешь - с интересом смотришь по сторонам, пытаешься представить как тут было, скажем, 50 или 100 лет назад.
Скоро должна быть неприметная своротка на урочище Минаки, а потом на Столбинки. Недалеко от Столбинок, по информации местного краеведа, затерялась братская могила, мы хотели попытаться найти её следы, сфотографировать. Тракт пересекала еле заметная заросшая лесная дорожка - нужный нам поворот на Минаки. Впереди неожиданно увидели людей - два экипажа на УАЗах. Видимо, они готовили трассу для осенних покатушек - укладывали в глубокие колеи тонкие стволы деревьев. Джиперы тоже не ожидали увидеть здесь людей, а тем более велосипедистов, и поинтересовались - не заблудились ли мы и куда едем. Мы ответили, что ищем здесь братскую могилу. "По какой карте - по русской или по немецкой?" спросил один из джиперов, и узнав что по русской, безнадежно махнул рукой - "ничего не найдете".
Добравшись по лесной дороге до некоторой точки, решили к предполагаемому месту захоронения идти пешком - напрямую через лес. Оставили байки под высокой разлапистой елью, Рома засек координаты "закладки", и мы пешком по GPS и компасу направились к поляне. В
ОБД "Мемориал" местонахождение захоронения описано так: "Смоленская обл., Юхновский р-н., СВ . д.Столбинки 500м, в р-не высоты 185,1"
Побродив в районе высоты 185.1, ничего похожего на братскую могилу не нашли - окопы, блиндажи, воронки, нашли вот такую ржавую железяку.
Возможно, здесь были артиллерийские позиции. Тогда часто хоронили бойцов в окопах и воронках - памятники и пирамидки ставить было некогда и некому. Сотни, таких потерянных захоронений находятся на Калужской и Смоленской земле, а бойцы, похороненные в них, до сих пор числятся безымянными. Было бы время, дошли бы до урочища Столбинки - деревни, также уничтоженной в 1942 году в ходе боев. Пора было идти обратно к байкам и ехать по тракту дальше.
По GPS вышли на высокую ель, под которой лежали наши велосипеды. Джиперы расположились недалеко и, видимо, обедали. Мы вышли на тракт и, немного проехав по нему, тоже решили перекусить. Как обычно, после обеда хотелось полежать, отдохнуть (езда по заброшенным и заросшим дорогам отнимает немало сил), однако надо было ехать дальше.
А дальше дорога становилась все хуже - упавшие деревья, глубокие колеи, заросли. Вышли на очередное поле - урочище Щелоки, в густой траве потеряли колею и вышли к заболоченной речушке. Колея снова нашлась, но надо было переходить речку. До сих пор мы ехали по сухим дорогам и грязи почти не видели, а тут надо было или разуваться или мочить ноги. Предусмотрительный Рома захватил с собой толстые пакеты, которые мы надели поверх обуви и закрепили резинками на ногах. Идти в них было нелегко, неосторожный шаг - и пропорешь пакет сучком или веткой.
Благополучно переправившись, поехали, а местами пошли дальше. По лесному участку еще можно было ехать, но вот колеи вывели нас на большое поле - урочище Федюки. Южная окраина поля густо заросла молодым ивняком, пришлось обходить-объезжать эти заросли. После ивняка можно было более-менее ехать. Добрались до пересечения с дорогой Извольск-Александровка.
Гжатский тракт шел прямо на север, но колеи как таковой не было - дорога шла или направо (на Извольск) или налево (на Александровку). Прямо - заросли травы и лес, за которым болото (запруженная бобрами речка). Поехали направо к Извольску. Перед урочищем Новая перекресток - направо на Извольск, налево - видимо, объезд болота. Обсудив ситуацию (до дизеля оставалось 2 часа) мы не решились штурмовать Гжатский тракт дальше - в объезд на Захарово, а поехали знакомой дорогой на Извольск. Мы не знали протяженность объезда, его состояние, к тому же наверняка пришлось бы пересекать речушку - а это занимает некоторое время.
Извольская дорога была более-менее посещаемая транспортом, чаще стали попадаться лужи грязевые колеи - недавно проезжал трактор. Чистые до этого велосипеды стали покрываться грязью.
Уже порядком уставшие, въехали в Извольск, в магазине закупились углеводами. Перекусили, отдохнули - рацион нехитрый - кока-кола, шоколад и мороженое. Продавщица отоварила местного алкаша в долг, что-то записала в свою тетрадочку
Отдохнув, не спеша по асфальту поехали в Износки. Добрались до холма "Калужская Фудзияма", а так как до дизеля был еще час, решили сойти с шоссе и объехать холм справа, попутно поискать заброшенную деревню Шатрищи. Холм в непосредственной близи не кажется высоким, он зарос смешанным лесом. По рассказам старожилов, на вершине холма (небольшой плоской площадке) была небольшая церквушка, а во время войны там был наблюдательный пункт, артиллеристы корректировали огонь. С восточной стороны холма нашлась деревня Шатрищи - сохранилось два дома, вокруг высокая трава, остатки плодовых деревьев. Внутри домов - разруха и кучи хлама, кое где не хватает стен. А посреди мертвой деревни новенький таксофон
Видимо чтобы бомжи могли звонить куда-нибудь по своим бомжовским нуждам
Объехав холм кругом, вернулись на асфальт - впереди уже было видно Износки, а по обочине шли местные жители в сапогах и фуфайках с корзинами и ведрами полными клюквы.
Добрались до ЖД-станции Износки, купили билеты и полчаса прождали дизель. Между тем, на станцию подходило все больше и больше народа, среди них было много молодых людей. Т.к. это был воскресный вечер - местные студенты ехали в Калугу. А мы рассчитывали, что дизель будет полупустой, ибо дачный сезон вроде как закончился. Подошел дизель, мы не без труда забрались и расположились в вагоне с велосипедами. Вагоны были почти полными, по составу ходила контролерша, проверившая наши билеты.
Уже стемнело, когда мы вышли в Садовой, подождали последнюю электричку из Калуги и добрались до Обнинска. Последняя покатушка 2008года для меня закончилась.
Скачать трек на Wikiloc
Карта с маршрутом (синим цветом обозначен трек - Рома включил GPS не сразу, берегли батареи)
Старинная карта южного участка Гжатского тракта
Полная фотогалерея_________________________________________
Обсуждение в
соответствующей теме