collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 4
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2010.05.08-10 В гости к Присмарам  (Прочитано 1631 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3066
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
2010.05.08-10 В гости к Присмарам
« : 19 Апреля 2017, 01:13:18 »
Что такое Присмары? - спросите Вы. Если заглянуть в энциклопедию, то Большая Присмара - небольшая река в Смоленской области протяженностью ~40км, исток - юго-восточнее деревни Новая Берёзовка Рославльского района, впадает в Десну, берега местами заболочены, имеет правый приток Малая Присмара.
Ну речка и речка, каких немало - что тут особенного?
А то, что у слова Присмары - есть еще одно значение, зловещее...


Присмары - зловредные бестелесные существа, обитающие в сырых болотистых лесах Смоленщины, род занятий - издевательства над путниками, туристами в частности. Именно Присмары сбивают с толку GPS-навигаторы, проливают локальные дожди, нагоняют стаи кусачей мошкары, валят поперек дороги деревья, подстрекают бобров к заболачиванию ручьев, и многие, многие другие пакости на их совести.
Если вы выбрались из Смоленских лесов в относительной целости и сохранности - это значит, что вам повезло, и Присмары вас пожалели  ;)

А если серьезно, то:
Речь пойдет о традиционном велопоходе на вторые майские с военно-историческим уклоном - по местам сражений  Великой Отечественной Войны. Маршрут пролегал по дорогам и бездорожью Смоленской области с кратковременным заездом в Калужскую область.

Нитка маршрута: Темкино-Власово-Федотково-Жолобово-Красное-Высокое-Шипуны-Знаменка-Угра-Входы-Холм-Гнездилово-Павлиново-Нестеры-Бывалка-Новая Березовка-Старая Березовка-Присмара-Савеево-Кукуевка-Десногорск.

Посетили памятники и мемориалы павшим в Великой Отчественной Войне: в Тёмкино, в Знаменке, в Угре, Гнездиловскую высоту, "пушку" в Десногорске.
Побывали на крутом высоком берегу Угры, куда выходила легендарная девушка Катюша, дом-музей Михаила Васильевича Исаковского - автора слов "Катюши".
Посмотрели на следы раскопок поисковиков на Гнездиловских высотах, вдоволь покуролесили по старым заброшенным военным дорогам, разбитым в хлам охотниками и лесовозами на ГАЗ-66 и Уралах, перешли пару раз вброд мелкие речушки, впрочем, обо всем по-порядку.

Коричневым цветом выделены вставки Сергея (Jeer'a)

Преамбула.
Vasso начал замышлять данный пробег давно. В том, что все будет по-максимуму даже не было сомнений.  Кто создаст больше препятствий, чем мы сами?
Принять участие хотелось, конечно же.  Наконец утряслось с возвратом и решение принято.

Внимательно просмотрел Васин маршрут и мне он показался не вполне оптимальным на завершающем дне - круг севернее с потерей широты, потом надо миновать фьорд, есть неясности в лесу на просеках перед вдх.

В итоге, предлагаю Васе скорректировать маршрут и идти не кругами, а двинуть на юг (там бо/ме все понятно), где останется только преодолеть самый загадочный участок в истоках реки Присмара.
(хе-хе - вот тут мина и подложилась)

Техника
Технику проверил за пару дней - вымыл, прочистил, цепь проверил - старая уже (потом аукнулось - скакала временами).
Покрыхи решил поставить наоборот - впереди Maxiss Larsen TT, сзади Maxiss High Roller полуслик.  Понятно, что решение спорное - но решил проверить, тем более, что предстояли асфальтовые дела.  Кроме того, предполагал песчаные участки,а полуслик впереди очень себя плохо вел в песках на Чертовом Городище в 2009.
Впрочем, я прекрасно понимал, что и в тяжелых грунтах полуслик сзади - как мертвому припарка, что и подтвердилось.
Единственный резон - в топких местах пофигу, что стоит впереди и сзади, поскольку тонешь и надо спешиваться.  Так оно и вышло.
Вес у меня больше (Вася и Рома примерно на 20 кг легче), а там, где Рома еще пытался ехать, меня бесперспективно погружало вглубь почвы.

Однако отвлеклись.
Билет взял заранее за день, поскольку ехал один, а въезжать в вокзал в день отъезда - мог не успеть.  Спросил у кассира насчет билета на байк (ну так, для прикола).
Она же мне, тоже видимо для прикола, попросила дурью не маяться, а разобраться на месте с проверяющими.

Вечер.
Все собрано и проверено.
На предстоящий день приготовлены каши рисовые (одна с мармеладом, вторая с кетчупом) - одна ушла в обед, вторая в ужин.  Экономия готовки, минус - вес, впрочем это мелочи.

Утро.
Как обычно, утро без душа - день неудался.
Искупался, врубился в пшеничную кашу, зелень, сыр.
Мясо - ноу.
Пару дней перед ПВД впитывал в себя вермишель - гликоген не помешает.

Выезд - впритирку.
Уверовав в "неломкость" своей техники (а я ее очень люблю и лелею), продолжаю в том же духе - точный расчет и прибываю на вокзал в 7:10 (примерно 5 км от и до).
Отправка дизеля в 7:14

Дизель.
Помочь поднять байк весом 30 с лишком кг  с низкой платформы никто не спешит.
В итоге навесив его на плечи ( снимать велоштаны влом ) поднимаюсь по трем высоким ступенькам и вхожу.. Народ придирчиво оглядывает - инопланетянин, не меньше, пожаловал.
Встаю в салоне сбоку, объясняю, что откидные места забронированы заранее - доверчивый народ, погудев, соглашается, что все мы люди. Значит едем вместе и без проблем.

Сотовый.
Начинаю прозванивать ребятам - я их слышу, они меня - нет. Несколько звонков туда-обратно, я понимаю, что чудес не бывает и стукаю сотовый обо что-то твердое (вроде был палец).
О! Все стало слышно. :)

На счастье Ромы и Васи, народ как раз выходил на той пересадке.
Принимаю Рому, Вася в другой вагон заскочил.
Тут случилось первое предзнаменование - дизельные двери защемили колесо и прогрызли вело-камеру у Васи. Да, вот так вот :) Это был первый прокол.

Едем поездом.
Сидим с Ромой, болтаем, жуем что-то, пьем чай - подтягивается в наш вагон Вася и занимается переобувкой колеса. Смех.


Заброска до стартовой точки - поселка Тёмкино - прошла стандартно. Электричка Обнинск-Садовая, полчаса на платформе в ожидании дизеля, посадка в дизель, наполненный дачниками, в котором в том числе ехал Сергей (Jeer). Неспешные разговоры под мерный стук колес, любование сочными весенними пейзажами за окном, сладкая дрема в мягких и удобных креслах.  Но, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и мы прибываем в Тёмкино. Утреннюю прохладу сменила полуденная жара, да и вообще, день предстоит жарким, во всех смыслах.

         

Снимаем лишнюю одежду, перепаковываемся, фотографируемся у станции и у военного мемориала, и ищем официальное учреждение - администрацию, либо почту. Дело в том, что Сергей везет документ - маршрутную книжку, выданную калужским турклубом, и в крупных и не очень населенных пунктах надо бы нам отмечаться - местными печатями и подписями. Первая печать поставлена - можно двигаться в путь.

Приехали.
Темкино. Выгрузка на низкую платформу нас не удивляет, но удивляет, что дизель о трех вагонах не доехал до нормальной платформы.
Судя по состоянию Солнца и подвластной ему Земле, понимаем, что впереди пекло размером на день.
Переодеваемся, фоткаемся, заезжаем на первый памятник ВОВ.

Маршрутная книжка.
Тут надо сказать, что, несмотря на весь мой пессимизм, удалось найти "общий язык" с гор.тур.клубом и, в итоге, решено попробовать оформить данный ПВД, как категорийный.
Что получится - боги знают, но начало положено.
Захожу на почту, народ в шоке от моего прикида, но быстро берут себя в руки, ставят печать.

Дальше.
Дальше Вася бо/ме подробно рассказал о прохождении маршрута, поэтому позволю себе просто делать комментарий тех или иных запомнившихся ситуаций.

GPS.
Надо сказать, что маршрут был тщательно подготовлен, проверен по спутникам, по картам, все предполагаемые трассы осмотрены, проложен единственно нас удовлетворяющий маршрут и закачан в GPS.
Для Дакоты-20 это было первое серьезное испытание, а также проверка ее владельца на понимание того, что он туда напихал.
Проверка состоялась. Дакота выдержала на 99%, включая работу под проливным дождем.
Владелец (Jeer), в силу принятого решения держать Дакоту на шнурке, а не на руле, иногда зевал нужные повороты (два раза), но успевал быстро исправить ситуацию.
Идти по тем местам, где мы были, без GPS можно, но нужны тщательно отрисованные карты и компас. В минусе такого решения - потеря времени и качества ПВД.

А когда мы оказались в Присмаре, карты (аналогичные заложенным в GPS), только лишь подтверждали незыблемость проложенного курса и положения.

Война.
Конечно же, я предполагал и ожидал увидеть много военных памятников.
Мы уже не раз, в наших ПВД, погружаемся в военную историю. После ПВД "Дорогами войны", наверное это еще один поход, когда на глаза наворачиваются слезы.
Осматривая памятники, поправляя венки на них, в памяти всплывали слова из песен, стихи..

 "Нет в России земли такой, где не памятен был свой герой"
 ..
 "Даже не был я знаком с парнем, обещавшим :"Я вернусь, мама"

Горе.. всенародное горе.. Оно чувствалось в заплывших окопах, в шурфах, разрытых поисковыми отрядами, в убитых деревнях, в простреленных касках.
Люди пока помнят.


           

Легко, под попутный весенний ветерок пролетаем первые деревушки, пока мы полны сил, под колесами - асфальт, жизнь прекрасна. Первый прокол, ремонт, и вот мы на мосту через Угру - перед деревней Федотково. Фотографируемся, а место надо сказать, удивительной красоты - по берегам даже деревянные домики-беседки установлены.

         

Едем дальше - асфальт заканчивается, дорога бежит почти по берегу, заныривает в сосновый лесок, опять останавливаемся пощелкать объективами.

         

А вот и Федотково - дорога идет по деревне замысловатыми петлями и все время вверх, начинается набор высоты. Дома в Федотково расположены в странном беспорядке, встречаются и заброшенные, на обочине дороги местами свален мусор. Деревня заканчивается, а вместе с ней и нормальная дорога - вверх, по направлению к лесу пошла полевая дорога с окаменевшими колеями.

       

Въезд в лес - на обочине сидят недоброго вида местные жители, проезжаем мимо них и наслаждаемся спуском к ручью. Перейдя его, видим песчаный подъем. Почувствовав неладное, смотрим в GPS-навигатор, который показывает, что мы свернули на Науменки, вместо того чтобы ехать в Жолобово. Совещаемся, вспоминаем, что пропустили малозаметную лесную своротку. Возвращаемся, вступаем на еще менее раскатанную лесную дорогу и опять набираем высоту - едем все время вверх, хорошо, что пока дорога позволяет ехать. Но иногда приходится и спешиваться, погружаться в грязевые колеи - ура, товарищи!!! Сезон говен открыт! :)

               

Прошли/проехали урочище Шпырево - большие заросшие поля, перелески. Пересекли ЛЭП, нам бы по-хорошему по ней - но по ЛЭП дороги нет, а наша дорожка ведет не совсем туда. Опять набираем высоту, сворачиваем согласно навигатору на развилке направо. Без навигатора там делать нечего - в лесу нарезано множество колей, со спутника их не видно, с помощью компаса и такой-то матери, наверное, дорогу найти можно, но сложно. Идем-едем параллельно ЛЭП и выходим на поле, где раскинулась деревня Жолобово. Раскинулась - это конечно громко сказано. Деревня захолустная, но жители там есть - в крайнем огороде на грядках копалась бабулька. Жилых домов, может, с 5 штук наберется, остальные еле видно из-за прошлогоднего сухостоя.

         

Проехали Жолобово, а дорога лучше не становится, как сюда добираются местные жители, и самое главное - на каком транспорте? Глубокие, полные грязной жижи колеи, по обочинам болота и бобровые плотины. Спешиваемся, ищем более удобную для езды колею, объезжаем по траве, сил при этом тратится немало.

         

В этом увлекательном действе проходит вся дорога до деревни Красное. В Красном находим колонку, умываемся, смываем грязь и пот. Встречный дедок хмуро интересуется - не поисковики ли мы? Их здесь не любят. Поздравив деда с праздником, выезжаем из деревни. Дорога становится-таки добротным пыльно-щебеночным грейдером, спускается к местной речушке и опять ползет вверх. Проносимся мимо дачной деревушки с красноречивым названием Высокое, где-то за ней Угра. Как-то незаметно начинается асфальт. Ныряем в долину Сигосы, поднимаемся к Шипунам.

               

« Последнее редактирование: 23 Апреля 2017, 22:46:15 от Ramzesito »
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3066
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: В гости к Присмарам
« Ответ #1 : 19 Апреля 2017, 01:13:54 »
Впереди за лесом маячат вышки сотовой связи - значит скоро райцентр Знаменка. До Знаменки едем короткой гравийной дорогой, чем ближе к Знаменке, тем больше мусора на обочинах. Въезжаем в Знаменку с "черного хода" - и сразу попадаем на святой источник, как он кстати! Набираем воды, отмечаемся в местных органах власти, посещаем магазин, и едем на реку - обедать. По Знаменке, по центральной улице бродит черный козел, видимо со стойким желанием забодать чужаков. Объезжаем козла стороной. Перешли пару ручейков, взобрались на поляну и улеглись на травке под молодыми соснами, время - около 16-17 часов, а жрать как хочется!

             

Знаменка.
Въезд в Знаменку с тыла - куча мусора, грязь.
Спускаемся вниз - на бетонной плите сидят две молодые девушки. Знаменчанки?

Спрашиваю почту, где бы отметиться. Девушки стесняются, но отвечают.
Потом, слегка отдохнув у источника и проверив магазин, замечаю, что те девушки ходят по двум-трем улицам туда-сюда.. Вероятно, нет больше развлечений в Знаменке.

Зайдя на почту, отметился и с местной дамой поговорил/пообсуждал особенности развлечений молодежи в Знаменке. Мне были представлены два Инет-места, но тока (напряжения) не было.
Власти обещали восстановить. На том и расстались.


Наелись до отвала - сначала подтаявшее мороженое, потом основательно так - фасоль с фаршироваными перчиками, запили чаем и решили немного полежать-вздремнуть - хорошо-то как!
Все бы отлично, если бы дальше не ехать - уже почти вечер, попа побаливает, живот набит под завязку, а нам еще по плану крутить 50км., пусть и по шоссе...
Собрались, выехали, вернее вышли - дорога в горку от Угры, попа протестует при соприкосновении с седлом, а тут еще и мордняк задул.

     

Асфальт.
Вот тут полуслик на задней стороне показал, что не зря я его туда вставил.
Катилось шикарно. На памятник миномету "Катюша" и батарее капитана Флерова заезжать не стали, поскольку уже были здесь на ПВД "Дорогами войны" - только сфотографировал издалека.


Поднялись к "Катюше" и свернули на шоссе по направлению к Угре и Всходам. Медленно вкатываемся, привыкаем к новому ритму движения - по асфальту со встречным ветром. Проехали деревню Желанья, следующие две деревушки Гремячки и Полнышево заставили нас остановиться и запечатлеть удивительной красоты берега Угры в лучах вечернего солнышка. Река неспеша катила свои воды на северо-восток, в общем, зрелище завораживающее, это надо видеть вживую, глазами, а фотография передает этот пейзаж как-то неполно.

               

Едем дальше, деваться нам некуда. Останавливаемся на поле сожженных деревень. Сергей фотографирует. Скорбное место, здесь надо помолчать, на разговоры не тянет. В трудовых буднях крутим педали до поселка Угра. Уже вечер, забегаем в магазин, подзарядиться углеводами и разными жидкостями. Хотели поставить штампик в маршрутной книжке, но уже вечер, и все учреждения закрыты.

с. Угра.
Изрядно уставшие, сделали остановку на магазин, чего-то взяли питьевое на вечер.
Местное население, особенно женский состав, не стесняясь, в упор рассматривало пришельцев.


             

Время - около 20.00 - а нам еще ехать до Всходов, километров 20 с лишним. Опять муки при посадке в седло, асфальт, хорошо хоть мордняк утих. Едем, едем, едем, прокол, ремонтируемся, отдыхаем. Опять дорога подходит к Угре. Начинаем поглядывать по сторонам в поисках стоянки для ночевки. Есть желание остановиться до темноты. Осмотрели пару мест - не впечатлило, заглянули в карту - до Всходов недалеко, решаем ехать за Всходы и останавливаться "где-то там" на берегу Угры.

Во Всходы въезжаем уже в поздних сумерках. Визит в магазин, переезжаем Угру по мосту, сворачиваем направо, проезжаем дачные домики и заборы, и ищем место для ночевки. Забурились в лесок, до реки метров 200, но зато нас не видно со стороны. Все, трудовой день на сегодня закончен!

Как назло зарядил дождь - во время установки палаток. Расположились, Рома развел костер. Лежим как римские патриции у костра, ужинаем. После чая совсем разморило и все расползлись по палаткам. Ночь была теплой.

 

Ночевка.
Устали все, несмотря на асфальт.
Как себя ощущал Вася, после долгого перерыва в катании - могу только предполагать.

Поскольку я катался почти без перерыва с прошлого сезона, для меня была просто общая усталость.  Горки брались на ура - Вася и Рома не раз пытались за меня зацепиться :)
Но всему есть предел - время 21:00, пора вставать на причал.
Заехали в неплохое место, Рома даже переправился через речушку  и нашел пригодную полянку. Но я вижу, что Васю гложет сомнение - "Какая ночевка - без сотки за день".
В итоге, решили уйти за р. Угра и там встать. Есть сотка!

Огонь.
Рома сразу полез разводить костер. Мы с Васей параллельно ставим палатки.
Я от усталости перепутал схему постановки и долго удивлялся, почему "все не так".
Разобрался, а тут дождь. Под дождем и ставили.
Потом уже, в палатке, используя мази (крем для рук, извиняюсь, для задницы, и бутадион для коленок и связок), обнаружил у себя в аптечке сухой спирт.
А Рома-то ставил огонь с помощью палочек и трения :)
Костер был просто действом, мы на нем в тот момент не готовили, просто грелись и наслаждались его видом.

Хавчик.
Поели, кто во что горазд.
У меня готовая каша, ребята что-то согрели на горелке, сделали чай - отвал.
Расползлись по палаткам и отруб. Я еще успел предложить бальзамы и кремы для восстановления растертых точек, а в ответ услышал Васин храп.

Утро.
Встал первый, около 7:00 - как светает, уже и спать не могу.
Развел костер, рядом оказалась отличная сосна - Рома не заметил ночью.
Использовав складную пилу, распилил сосенку - вышел шикарный костер.
Подтянулись ребята, просушили обувь, носки. Не забыли про желудок и отчалили.

Буквально за пять минуть до выхода - слышим гул.
Минута сомнений и понимаем, что идут крупные самолеты.
Так и есть !
Буквально над нами на низкой высоте прошла тройка Ту-22 - великолепные белоснежные машины шли на парад 9-го мая.
Не успели мы сообразить и взять фотики - они упорхнули вдаль.

Выезд.
Я, как крокодил, пошел обратно тем же путем, что пришли на стоянку.
Рома же, решил скостить путь, а в итоге врезался в болото и вернулись они с Васей по моему следу. Так, на будущее, им заметка.


Утро выдалось солнечным, трава и тенты палаток как всегда мокрые. Опять потребляем белки, жиры и углеводы в немереных количествах, дабы были силы в мышцах. Собираемся, чуть позже 9 утра выезжаем.

         

Вчерашние подвиги дают о себе знать - как всегда пятая точка бурно протестует и призывает оставить ее в покое. Въезжаем во Всходы, Рома замечает дом Культуры имени Исаковского, подъезжаем, Рома идет на разведку внутрь. Наша задача выяснить у работников дома культуры местоположение памятного места "выходила на берег Катюша". Рядом в парке играет музыка, собираются пожилые и не очень местные жители - сегодня День Победы! На крыльцо выходит работница музея, рассказывает нам, как лучше проехать на место.
Михаил Васильевич Исаковский родился 19.01.1900 в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской Губернии. В 1943 году М.В. Исаковский был удостоен Сталинской премии и передал её на строительство Дома культуры в посёлке Всходы. Ведь Угранский район — родной для Исаковского, а во время гитлеровской оккупации он сильно пострадал.

Ориентируемся, опять возвращаемся на мост, и едем по песчаной дороге через сосновый лес - мечта поэта. Поворачиваем налево к лесопилке, и вот он - высокий крутой берег Угры! На месте безлюдно - вдоволь фотографируемся, с опаской заглядываем вниз, пытаемся найти контейнер Геокешинга, но безрезультатно. Место красивое и я бы сказал нехарактерное - берег действительно очень высокий и крутой - по сравнению с берегами которые мы видели у Всходов, например.

Катюша.
Заехали на высокий берег, полюбовались пейзажами. Зачетно.
Еще запомнилось, как экскурсовод (немолодая женщина), по предоставленному навигатору, быстро сообразила по снимку и указала нам путь к тому берегу.
 "Старый кадр колеи не испортит" (С)


                     

Опять возвращаемся во Всходы, проезжаем поселок и сворачиваем на Кресты. Выезжаем на пустынную асфальтовую разбитую дорогу на Холм. Ехать по ней нам долго, мы и едем. Становится жарко - руки-ноги-носы уже обгорели еще со вчерашнего дня. Асфальт заканчивается, и по грейдеру мы все-таки доезжаем до деревни Холм.

Холм - типичная деревня для этой местности. Когда-то там был крупный колхоз, сейчас об этом напоминают ржавые остовы комбайнов и другой сельхозтехники, брошенные где попало. В центре деревни магазин, почта, администрация и брошенные дома без окон, где в тенечке отдыхали козы с козлятами. Отмечаемся в администрации, набираем воды из колодца. Теперь наша цель - Гнездиловские высоты - место тяжелых боев августа 1943г.

     

Выезд из Холма неприятно огорчил - сырые тракторные колеи (дождик постарался). По направлению к Гнездилово ведет заросшая заброшенная дорога, по ней кто-то проезжал пару-тройку раз на "Беларуси". Местами едем, местами идем, перепрыгивая колеи, объезжаем особо грязные участки по траве, заболоченные ручейки обходим по кустарнику. Жарко, тяжело, продвигаемся медленно. И тут Сергей, заглянув GPS-навигатор, заявляет что мы находимся на границе Калужской области. Поразительно, но сразу же дорога вышла на поля, ехать стало легче. Мы на высотах ~220 метров - впереди раскинулись калужские просторы - Спас-Деменская гряда. Остановились передохнуть в березовой посадке - очень красивое место. Стали попадаться военные артефакты - ржавые артиллерийские гильзы и другое непонятное железо.

         

Передохнув, едем дальше по полевой дороге, пошел пологий спуск. Проезжаем мимо невысоких поросших травой холмиков, в них аккуратные раскопы. Останавливаемся посмотреть. Поначалу принимаем раскопы за стрелковые ячейки. Потом за "выбитое" немецкое кладбище. В ямках встречаются керамические черепки, обломки кирпича, кости, ржавое железо. Здесь наверняка стоял кирпичный дом. А ямки - следы копа, шурфы. А вот и линия окопов. Тут железа побольше - полусгнившая каска, остатки коробки, и другая "жбонька". Похоже, здесь поработал поисковый отряд. Жаль, времени мало, еще бы полазили, интересно все же. Позже выяснили, что мы находились на месте, где до войны стояла деревня Веселуха. Видимо, во время штурма Гнездиловских высот в августе 1943г деревня была стерта с лица земли - по ней проходила первая линия немецких укреплений.

           

Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3066
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: В гости к Присмарам
« Ответ #2 : 19 Апреля 2017, 01:14:31 »
Надо ехать дальше. Опять боремся с дорогой, вернее с бездорожьем. Неожиданно выходим на очень приличный грейдер. Впереди деревня Гнездилово, но сначала нам надо заехать на мемориал "Гнездиловская высота". Поворачиваем налево, поднимаемся на высоту - въезжаем в лес, почти на вершине холма поляна, на которой расположен сам мемориал, он довольно большой. Кроме нас есть еще посетители. Вокруг мемориала все напоминает о войне - лес в заплывших окопах и воронках, блиндажах. Спустя более 60 лет земля хранит в себе память тех событий. На мемориале множество фамилий погибших бойцов, среди них два героя Советского Союза (посмертно) - оба лейтенанты, погибли при штурме высоты. Венки, цветы, холмики с ржавыми касками. Обошел мемориал по лесу. В одной из воронок - мешки с костями, табличка "место сбора останков павших за Родину". "Времянка" поисковиков. В лесу отдельно стоит деревянная пирамидка со звездой, оградка - видимо родственники поставили в память о своем погибшем предке. Тихое, красивое место, березовый лес, зеленая трава. Трудно представить, что в 1943 году здесь был ад. При штурме высоты погибли либо пропали без вести около трех тысяч наших солдат. Подробнее о штурме Гнездиловских высот можно почитать здесь.

                 

Спускаемся с высоты, проезжаем деревню Гнездилово, слева замечаем развалины старинного кирпичного здания - наверное, это была церковь. Крутим то с горки, то в горку, добираемся до Павлиново, где обнаруживаем магазин с манящей вывеской "мороженое". Мимо проехать невозможно - охлаждаемся мороженным и напитками, прикупаем припасов на обед, отдыхаем. Пересекаем железную дорогу и начинаем искать подходящую для обеда полянку. Находим молодой березняк и располагаемся на обеденный перерыв. Как говорится, "было вкусно, но мало", вернее не хватило послеобеденного сна :)

         

Въезжаем на трассу Р-96 Спас-Деменск - Ельня. Есть большие подозрения, что трасса не окончена, а "достроена" лишь на карте - со спутника просматривается наполовину. А пока мы едем по асфальту, спускаемся с горы к населенному пункту Нестеры. За Нестерами нас ждет конец асфальта и табличка, информирующая о том, что попутно с асфальтом заканчивается и Калужская область, наши подозрения подтвердились - надо расплачиваться за асфальт, спуск и попутный ветер.

     

Граница областей.
После Павлиново немного грейдера, обед, а дальше выскакивем на асфальт Р-96, который довольно быстро закончился, превратившись в относительно неплохой грейдер.
Минуя д.Нестеры, пронеслись по длиннющему спуску, понимая, что зря теряем высоту.
В какой-то момент неожиданно дорога заканчивается, впереди грязевое мессиво, рядом знак.
Оборачиваемся, а там приветствие на вьезд в Калужскую область, а для нас - выезд.

Копатели.
При прокладке маршрута, я решил срезать петлю через д.Лядцо, надеясь на какое-то продолжение дороги.
Однако нам повстречались копатели-металлоискатели, которые рылись на просеке, прочесывая спаленную траву, и они отсоветовали идти прямо, а повернуть на Лядцо, что мы и сделали. В итоге на реальном маршруте образовалась почти петля.


Перед нами развилка - более-менее наезженная полевая дорога ведет в деревню Лядцо, а наш удел - заросшая дорога прямо -на большак Теренино-Бывалка. По пути встречаем уже немолодых мужиков с металлодектекторами и лопатами, перекуривают. Увидев GPS-навигатор у Сергея, интересуются картами. Что ищут в такой глухомани - непонятно. Говорят, что дальше дороги нет и надо выбираться на Лядцо. Пыхтим пешком по заросшей дороге и выходим на полевую дорогу. Проезжаем Лядцо, в котором порадовал самодельный указатель на Спас-Деменск, выходим на большак-грейдер и поворачиваем налево на Бывалку (Бывалки).

   

Дорога абсолютно пуста. Нас начинают окружать с трех сторон атмосферные фронты, видимо, сегодня тоже без дождя не обойтись. Вечереет, а нам еще крутить и крутить - попадем в Кукуевку, наверное, уже заполночь, а впереди самый невнятный участок дороги через лес. Проехали Бывалку, еле живую деревушку, далее слева в стороне осталась деревня Широково, справа раскинулся довольно большой пруд, едем по дамбе. Пруд этот отсутствует на спутниковых снимках, видимо запрудили недавно. Дорога постепенно становится уже и хуже. Ощущение захолустья наваливается все сильнее. Ни людей, ни машин, редкие заброшенные дома в полумертвых деревнях, как будто ты оказался в зоне отчуждения, темные грозовые тучи сгущаются над головой, свист ветра.

             

Глушь.
Дальше был грейдер разного качества, мы начали уставать, а природа вокруг становилась все глуше и глуше.
Появились незнакомые растения с крупными листьями, растущие пучками, было ощущение, что мы въезжаем в какое-то заповедное царство.
Некоторая видимость дороги на д.Новая Березовка, ее название и наличие столбов с электричеством внушали доверие к исходу пути. Однако то, что мы увидели, заставило засомневаться.
Убитые дома, неадекватный одинокий житель, а впереди была д.Старая Березовка.
Что же мы увидим там?


Останавливаемся на съезде с основной дороги. Навигатор говорит, что нам туда - в поля, к Новой Бeрезовке. Впереди видны заросшие развалины коровников деревни Песочня (либо Никольского). Зарядил дождик. Стоим на перепутье, почти в ступоре - понимаем, что надо ехать дальше, что дорога будет только хуже, что до финиша более 30км, а мы уже порядком подустали. А тут еще и дождик решил размочить нам глину полевых дорог, -ай молодца! Надеваем плащи-чехлы, ибо дождь и не думает заканчиваться.

Колеи пока твердые, ехать по ним еще можно. Проклинаем грузовики и трактора, нарезавших в поле глубокие колеи, которые постепенно раскисают от дождя. Солнце садится, светит из-за туч, видим радугу - которая немного поднимает настроение. Впереди вдали какие-то строения - это Новая Березовка, развалины коровников, заброшенные и обитаемые дома. У одного из домов видим мужичка, решили попросить у него воды. Мужичок оказался не прост, и заявил что воды у него нет, а берет он ее в колодце и показал пальцем где искать колодец, после чего шустро нырнул в дом. Колодец мы нашли - он оказался без крыши, без веревки и ведра, вода глубоко и с мусором. Попили..., спасибо тебе, Ново-Березовский мужичок!!!

Опять развилка - поверили неудачной распечатке космоснимка и покатили прямо, спустя некоторое время поняли, что едем не совсем туда, пришлось вернуться на развилку и повернуть направо на Старую Березовку. На самом деле деревни как таковой не существует, а на берегу большого пруда раскинулось довольно цивилизованное частное охотхозяйство со шлагбаумом, огороженной территорией, аккуратными коттеджами, на территории дорожки из плитки, подстриженый газон, собаки, сторожа. Из транспортных средств были замечены квадроциклы, гусеничный вездеход, ГАЗ-66, и еще какая-то уже не на ходу техника, в том числе и ржавый комбайн.

Мы поначалу не решились подъехать к такому удивительному чуду цивилизации. Но у нас не было воды, были сомнения по поводу маршрута, и мы, поборов нерешительность, подъехали к воротам и заговорили со сторожами, которые оказались нормальными мужиками, набрали нам воды и сказали что на Присмару (деревню) мы не проедем. "А пешком пройдем?" - спросили мы. "Пешком - пройдете", ответил один из мужичков. Ну что ж, и на том спасибо.

Охотхозяйство.
Свежеотсыпанная дорога, шлагбаум - понимаем, что местечко "занято" сильными мира сего.
И точно - шикарно, рядом с озером из которого вытекает та самая р. Присмара, расположились строения охотхозяйства. Все огорожено забором-сеткой, несколько бань, дома отдыха, дом для обслуги - жизнь и отдых в расцвете.
Одинокая хромая собака настойчиво нам жаловалась на свою хромоногую жизнь (вероятно кабан подпортил).
Рядом в вольере грызли сетку охотничьи псы, недвусмысленно давая нам понять, что было бы с нами, если бы их выпустили.
Обслуга дала нам воды и невразумительно ответила на вопросы по поводу прохода/проезда вдоль Присмары.


Впереди в лес уходила просека (старая заброшенная дорога), которую хорошо помесили внедорожные средства, вдобавок и лес и грунт обильно отсырел после недавних дождей. Начинало смеркаться. Тяжело вздохнув, вступили в лесные дебри. Ехать было практически невозможно - много сил на это уходило, а скорость передвижения была сравнима с пешим ходом. Хорошо хоть не по целине идем, а хотя бы по какому-то подобию дороги. К тому же упавшие поперек дороги деревья были распилены и свалены на обочине - все для нужд охотников на колесах. Кругом множество кабаньих следов. К счастью или к несчастью, но кабанчиков мы не увидели. Дождь то прекращался, то снова начинал, становилось все темнее.



Колеи-болотца уже не воспринимались как препятствия, ноги уже давно мокрые, терять было нечего. Шли, шли и шли, поглядывая на велокомпьютер, отсчитывая километры. Байк с велоштанами все норовил съехать в грязевые колеи, цеплялся за ветки, вдобавок в сыром лесу нас одолела мошкара. Поначалу мошка не особо нас беспокоила, как и обычные комары, вообщем-то. Но потом укусы мошек начинали чесаться, почесать ногу или руку становилось навязчивой идеей, а на месте укуса вздувался волдырь.

И вот дорогу нам преградила речка Большая Присмара, запруженная бобрами. Стали обходить через бобровую плотину, затем через глубокий поток стали перекидывать гнилые стволы - строить мостик. По очереди переходили, страховали друг друга и груженые велосипеды. Гнилые бревнышки не выдерживали нашего веса и ломались. В общем, кое-как переправились, потеряли немало времени, как на серьезной "взрослой" переправе.  Стемнело окончательно, время - около 22 часов, капает дождик.

 

Замечаю, что одна из стоек багажника болтается просто так - болтик открутился и выпал. Пробую выкрутить болт из флягодержателя и понимаю что он слишком толстый. Решил оставить как есть - доеду как-нибудь без болта. А под рукой ни проволочки, ничего. Как заметил Сергей - надо возить с собой запасные болтики, особенно в такие авантюрные походы.

Под свет велофар медленно, но верно выходим из леса на поля. По лесной дороге мы прошли около 4км. Настроение улучшается, определили свое местоположение по спутниковым распечаткам и GPS. До ближайшей деревни - Присмары примерно 5 км полевой дороги. Всего-то ничего - казалось бы. Но, коварные лесные духи хоть и выпустили нас из леса, но не оставили в покое - начался затяжной дождь, на горизонте изредка вспыхивали молнии, ослепляя нас.



Полевая дорога нас неприятно огорчила - хотя через речушки и овраги были проложены серьезные бревенчатые мостики, способные выдержать грузовик, в остальном же дорога представляла из себя глубокие скользкие грязевые колеи, которые то сходились, то расходились, эти колеи были нарезаны по участку поля шириной метров 50. Выйти за колеи и ехать по полю тоже было невозможно - по целине и траве ехать очень тяжело, тем более в темноте, когда плохо видно кочки и разные препятствия. Так мы прошли одно поле,  потом второе, с надеждой вглядываясь вперед - с  желанием увидеть огоньки деревни.

Глиняные колеи из-за дождя раскисли совсем - идти пешком толкая перед собой велосипед становилось очень трудно. Часто останавливались, отдыхали. На часы уже не смотрели. Какая разница во сколько мы финишируем - в час ночи или в два? Третье поле закончилось, дорога пошла через лес и в подъем. Стало совсем туго.

И вот показалось, что впереди сквозь лес мигнул огонек. Огонек или звезда сквозь тучи?  А вроде и дождик заканчивается. Показалось, что покрытие стало твердым, возможно это просто один хороший участок. Бредем в темноте, светим фарами. И вот огонек увидели уже двое, значит это не мираж :) Для прикола сели на велосипеды и поехали - удивительно, но ехалось вполне неплохо, если бы конечно не задница...
Определить, где мы, на какой дороге, что впереди - не позволяла темнота. И вот сбоку примыкает широкий гравийный грейдер. Нашей радости нет придела, мы добрели до цивилизации!!!

Присмара.
Как только мы вышли с территории хозяйства, мы увидели впереди, прямую как стрела, просеку.
Почти смыкаясь, ее ограничивали ели, еще более сгущая уже подбиравшуюся темноту.
По первым же метрам стало понятно, что впереди бой, за право выспаться на берегу Десногорского вдх.
Мы то ехали, то шли с одинаковой скоростью. Почва все более превращалась в болотистую и пределом ( как нам тогда казалось) стал штурм-брод р.Присмара. Она протянула свои щупальца повсюду и пройти нам удалось только по кромке бобровой запруды. С одной стороны озеро, с другой топкая грязь.
Проложив трухлявые бревнышки, с трудом перебрались через самый быстрый поток, но мне удалось промерить его глубину - слегка выше колена.
После брода местность стала повышаться, но надеждам на появление вполне проезжаемой дороги не суждено было скоро оправдаться.
Наступила ночь, то, что на спутнике выглядело дорогой, на самом деле оказалось дорогой для БЕЛАЗов.
Рома справедливо заметил, что джипперных следов нам здесь не увидеть, нет таких идиотов, чтобы лезть туда, куда забрались три горячих калужских велобайкера.
Идем чисто по GPS, дождь стеной, молнии вспышками освещают феерическую картину - три дурака, по уши в грязи, тащат байки на разъзжающихся в глине ногах.
В какой-то момент я засомневался, что на траверзе д.Присмары появится хоть какая-то дорога и осторожно намекнул ребятам, что впереди еще 4 км такого дерьма.
У Ромы вытянулось лицо (было темно - это предположение) и отнюдь не радостным голосом он спросил-сам себе ответил "Еще час такой жизни?"
Небеса оказали нам милость и на траверзе д.Присмара возникло подобие грейдера, который постепенно улучшался, а в районе с.Коняты мы вылетели на асфальт. К этому моменту и дождь почти прекратился.
Дальше тривиальные 10 км, за исключением салюта, преподнесенного на прощанье Присмарой - у Васи с петардным звуком буквально взорвалась покрышка.




Всего-то осталось километров 20 по твердому покрытию, и не важно, что кругом темнота и сырость, а ноги и все остальное давно промокли, а позади сотня километров, мало воды и хочется есть и спать. Мечтая о горячем чае, выстраиваемся в шеренгу и как три богатыря, адски светя в темноте фарами, мощно катим по направлению к Котлино.

Затем происходит занятный инцидент. Останавливаемся передохнуть, глотнуть из скудных запасов водички. Навстречу вроде как едет машина, ее не видно, свет фар показывается из-за гребня подъема. Мы уже собираемся отойти на обочину, как вдруг машина чуть показавшись, резко сдает назад, разворачивается, и летит от нас прочь. Испугались наверное. Заполночь - на глухой дороге непонятные огни - наверное нас легко можно было принять за инопланетян :)
И тут вдобавок ко всему Сергей делает зловредным лесным духам прощальный реверанс - как-бы дарит им свои штаны (забывает их упаковать) в темноте же плохо видно, что творится вокруг... Духи, довольные подарком, на некоторое время оставляют нас в покое.

Практически на автопилоте проезжаем сонное Котлино, собаки поднимают дружный лай, но выскакивать боятся, за деревней начинается асфальт, и мы двигаемся еще быстрее и быстрее, словно второе дыхание появляется - дождь закончился, ноги мокрые и начинают замерзать, хочется поскорее добраться до финиша. Въезжаем в Савеево - довольно крупную деревню, на одном дыхании проскакиваем ее. По плану должны были заехать на святой источник, но какой источник в час ночи? До дачи бы добраться, в темноте не заблудиться бы. Проскакиваем Николаевское и вот уже знакомые места - примыкающая дорога из Десногорска на Кукуевку.

Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3066
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: В гости к Присмарам
« Ответ #3 : 19 Апреля 2017, 01:14:55 »
До финиша пара-тройка километров неплохой асфальтовой, хотя и узкой дороги. Правда немного напрягали машины, но мы были при габаритах и светотехнике, а от пьяного и неадекватного водителя и днем можно не уберечься.

И тут прозвучал финальный аккорд зловредных Присмар. Сначала насторожило какое-то необычное шуршание задней покрышки, потом разносится оглушительный грохот... и я понимаю что еду на ободе.
Слезай, приехали...
Остановились на обочине, ребята светят фонарями, снимаю колесо - обнаруживаю что в хлам лопнула покрышка, ну и камера соответственно. Не выдержала нечеловеческих нагрузок. Хорошо, что Рома взял с собой запасную кевлавровую покрышку Michelin!!! Переобуваюсь, естественно - байк, руки и колеса - все в грязи, но это уже не важно.

Быстро доезжаем до финишной точки нашего путешествия - до дачного домика в Кукуевке, что на 2-м поле. Время - чуть меньше 2-х часов ночи. Небо ясное - отчетливо виден млечный путь. Ночь теплая, безветренная. Эмоций практически никаких - доехали и ладно. На велокомпе - дистанция за день 115км - вот мы учудили...

Вяло распаковываемся, достаем сухую сменную одежду и идем купаться на водохранилище. В темноте, при свете фонарей заходим в воду, смываем грязь. Вода теплая, хотя и не то, чтобы очень теплая, но терпимо. На другом берегу огни Смоленской АЭС, за лесным полуостровом - город Десногорск, его почти не видно из-за леса. Смыли с себя грязь и пот, возвращаемся в домик - пить чай и спать. Нелегкий второй трудовой день закончен. Пусть и не без приключений и поломок, но мы добрались до цели.

Утро третьего дня было как всегда солнечным и теплым. Вставать не хотелось, но надо было. Пошли в палатку за едой, взяли нехитрой снеди и позавтракали, после чего отправились на берег озера отмывать велосипеды, приводить снаряжение в порядок. Снова лезть в воду и купаться уже не хотелось.

                   

Отмыв своих железных коней, собравшись, покинули гостеприимную дачу и поехали в Десногорск. Накопленная усталось дала о себе знать, и мы неспеша преодолели 10-киломеровый участок до города. Дальше был короткий отдых, плотный сытный обед у родителей жены, погрузка велосипедов в машину и собственно отъезд из Десногорска на автомобиле.

         

Жаль, что не хватило времени толком осмотреть город, съездить на святой источник, на АЭС, на водосброс (чашу), да и вообще расслаблено посидеть на берегу с удочкой в одной руке и шампуром с сочным шашлыком в другой руке, например. Как-нибудь в другой раз - когда будет больше свободного времени.



Добрались до Обнинка к полуночи, по пути завезли Сергея в Калугу. Поход закончен. Даже немного грустно, ведь приключение тоже окончено, вновь начинаются серые трудовые будни. Все участники пришли к выводу, что этот поход был одним из самых трудных и интересных ПВД.

Заключение.
ПВД удался на славу, по общему мнению, далеко оставив по сложности, все, что мы уже проходили.
Три области, приличный километраж, куча кусачей мошкары и масса впечатлений, чтобы такое еще захотелось, но не сразу.


Статистические данные:

Маршрут от руки на GPSies.com
Реально пройденный трек от Сергея
За два дня было пройдено около 220км, в т.ч. в первый день 102км, и во второй день 115км. В третий день проехали своим ходом ~10км от Кукуевки до Десногорска. А также 330км на автомобиле Десногорск-Калуга-Обнинск.
Фотографии Ромы
Фотографии Сергея
Мои фотографии

___________________________________
Обсуждение в соответствующей теме

Автор статьи - 2faced
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 


Ramblers Top100 ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru ќЄбв६ «м­л© Ї®ав « VVV.RU Яндекс.Метрика