collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 44
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2011.06.11-13 Калужские засеки  (Прочитано 3041 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
2011.06.11-13 Калужские засеки
« : 22 Мая 2017, 00:47:50 »
Рассказ о том как мы прокатились по трем областям и посетили заповедник "Калужские Засеки"


Подготовка к поездке началась заранее - думали над маршрутами, считали километры, смотрели карты и спутниковые снимки, читали отчеты побывавших там. И вот долгожданные июньские праздники. Тщательные сборы накануне ночью, и рано утром 11 июня мы на двух машинах выезжаем в путь. Забираем на калужской окружной Дениса (Inerton'a) и без приключений добираемся до Козельска. По пути заехали в Шамордино, набрать святой водицы. Нас в шортах не пустил бдительный охранник, а Юра в штанах пошел за водой. В Козельске во дворе дома, где живут родственники Дениса, ставим машины,  не спеша собираем велосипеды, навешиваем рюкзаки и выезжаем в путь.



Первые километры по асфальту даются легко - объезжаем Козельск, проезжаем Дешовки, Березичи и достигаем моста через Жиздру. Дальше решили заехать в бывшую усадьбу Оболенских - ныне там интернат. Развалины усадьбы мы не увидели (они в стороне от основной дороги, ближе к Жиздре) и интернатовских обитателей тоже не встретили. Интернат представляет из себя разбросанные по лесу домики. Далее внезапно заехали на кладбище и стали искать дорогу на Березичское лесничество - дорогу не нашли и вернулись на асфальт, где скоро и свернули на лесничество. Заехали мы туда потому, что там расположен музей "Козельские засеки" и историческая реконструкция - что-то типа блок-поста на дороге через засечную линию. В лесничестве не встретили ни души, а вот по блок-посту полазили и в деталях засняли все на фото и видео. Музейный домик был открыт, но так как к нам никто не вышел и не пригласил нас посетить музей, решили ехать дальше. Вернулись на асфальт, пофоткались с мужичком на телеге и его лошадью. Немного проехав еще, остановились около заброшенных ангаров. Сходили, посмотрели - впечатлило. Внутри холодно и страшно, особенно в левом, который с воротами и боковыми ходами.

   



Едем дальше - асфальт заканчивается где-то за ж/д переездом (откуда здесь железка? это военная ветка - ведет к военным складам) и начинается тоже военная дорога из бетонных плит - плиты в 3-4 ряда, сохранились хорошо (некоторые разрушаются), стыки между плитами минимальны, едется по ним нормально, трясучка не очень напрягает. Едем-едем-едем, спуски чередуются подъемами, равнины почти нет. Бетонка довольно длинная (~30км), иногда встречаются своротки на военные объекты - действующие или уже нет. На своротках знак "кирпич", естественно. Въезжаем на территорию северного участка заповедника "Калужские засеки", о чем говорит табличка. Теоретически съезд с дороги запрещен, по сторонам дороги лес - приятный красивый, так и хочется там погулять, грибы пособирать, например, но нельзя. В районе Новой деревни (в действительности никакой деревни там нет) стоит две машины - вроде бы сотрудников заповедника, у них там что-то типа базы. Позже они нас обогнали, внимания на нас не обратили. Бетонка заканчивается, и мы на перекрестке, подъехали к братской могиле. Мемориал скромный - несколько простых надгробий со страшными надписями - ..."триста пятьдесят шесть неизвестных"... , чуть в стороне свежие холмики с пробитыми и истлевшими касками, холмиков очень много. Наверное, здесь погребены останки более тысячи бойцов.

 

Переехали по мосту через Вытебеть и решили остановиться на обед. Пообедали, накатила расслабуха, но надо ехать дальше. Проехали уже около 50км, не особо устали, до вечера еще далеко, ехать еще километров 30 по асфальту, и 5 по лесу - перспективы довольно неплохие, тем более спешить никуда не надо. Добрались до райцентра Ульяново и поползли в затяжной подъем до центра, надо было заехать в контору заповедника за спецразрешением. Попутно заехали в магазин, контора же была закрыта, просидели час на травке в ожидании сторожа, успели понаблюдать над ульяновской жизнью. Живут как везде в глубинке, у молодежи культ пива и автомобиля. Получили разрешение (которое впоследствии и не пригодилось) с ветерком спустились к окраине Ульяново и свернули на пустынный асфальт до Ягодного.

 

Асфальт до Ягодного понравился, машин почти не было, покрытие хорошее, пейзажи по сторонам красивые. Слева за Вытебетью начинались леса, река - как бы граница леса и полей. Добрались до Ягодного, пересекли мост странной конструкции (как оказалось - военный) и попрощались с асфальтом. Теперь оставалось всего ничего - добраться до деревни Нагая и встать на ночевку, день прошел как легкая прогулка и ничего не предвещало ж..пы. Но за расслабуху всегда надо платить, и расплата началась.

 

Нас встретили сухие лесные дороги с сухой пылью-песком по щиколотку. Проехать по такому покрытию очень трудно, местами приходится идти пешком. И таких участков было немало. Вдобавок, так как мы были в лесу - слепни заставили считаться с собой. Порядком уставшие, добрались до урочища Дубенка, по словам местных здесь должен быть святой источник с купелью, как бы он нас порадовал... но измученные и уставшие мы его не нашли (он был на горе, метрах в 100 от него проехали, нашли его на обратном пути).

 

А дорога все в гору и в гору, опять песчаники, усыпанные прошлогодней хвоей, голодные слепни. Идем, едем, снова идем, где же эта чертова деревня Нагая? Дорога выходит на луга и превращается в едва наезженные травяные колеи, под травяным ковром коварные старые "окаменевшие" грязевые колеи, в которые так и норовит попасть колесо. По сторонам трава по пояс. Уже вечер, но все еще жарко, слепни и комары уже не так раздражают, но лучше бы их не было.



Едем-идем по полевой дороге - начали встречаться развалины каких-то строений - видимо, коровник бывший. Подошли к водонапорной башне - развилка, куда ехать непонятно, домов не видно. Пошли на разведку и по ее результатам свернули направо. Добрались до обитаемого жилья - это оказался дом Хосе - ученого-биолога, "русского испанца". Вряд ли мы удивили семью Хосе своим внезапным появлением, но вид у нас был наверное забавный - велосипедисты в такую глушь заезжают не часто. Хосе подсказал нам, где можно переночевать и набрать воды. Мы добрались до места ночевки - встали около сосны со старыми новогодними игрушками, рядом с колодцем и парой заброшенных домов. Поставили палатки и сели ужинать. Колодец поначалу огорчил - сруб был старый, на поверхности плавала всякая дрянь, но набрав воды, убедились что она была довольно чистая.

     

Дорога от Ягодного до Нагой нас очень вымотала, с ужасом представлялось, что придется возвращаться этой же дорогой завтра. Слепни улетели спать, но нас одолели комары - над палатками буквально роились орды насекомых. Усталость, сытость и комары загнали нас по палаткам. Спалось хорошо, вопреки опасениям, что во сне будут являться "мертвые бабушки". Все-таки место такое - здесь была очень большая деревня, совхоз-передовик, а сейчас запустение и забвение - в деревне всего 2 обитаемых дома, остальные же строения разной степени ветхости. Рядом с нашей стоянкой был дом, который покинули недавно, может быть осенью или весной. На доме цифры "1963" - подведено электричество, теле-антенна, внутри мебель, печка, окна целые, чистые, дверь на висячем замке. Покупай дом и живи, так Хосе и сделал вообщем-то.



Утро было солнечным и довольно жарким. Опять доставали комары, а мы завтракали. Собрались, набрали воды из колодца и вернулись к дому Хосе в ожидании экскурсии в заповедник. Ждали долго - больше часа, Юра не выдержал и забив на экскурсию, поехал назад в Ягодное. Мы немного погуляли по Нагой, спустились к речке, осмотрели остатки сельхозтехники, мобильная связь работала только на возвышенностях и очень плохо.

 

Уже хотели последовать примеру Юры и тоже возвращаться, но тут на "буханке" приехала Матвеева Ирина Анатольевна - зам.директора заповедника "Калужские засеки" по экопросвещению и туризму и пригласила нас на экскурсию. Велосипеды и рюкзаки мы оставили у дома Хосе, а сами погрузились в буханку и поехали вглубь заповедника. В салоне жужжала толпа слепней, пришлось устроить им геноцид, к концу нашего пути весь пол был усыпан тушками слепней, и поделом им... Лесная дорога порадовала новыми ощущениями - "буханка" успешно справлялась со всеми препятствиями.



Остановились в лесу и, собственно, началась экскурсия по экотропе. Как таковой тропы нет, просто шли по лесу, Ирина Анатольевна рассказала об истории заповедника, о флоре и фауне, много интересного узнали, засыпали ее кучей вопросов по теме и не очень. Поразили огромные старые дубы - мы втроем не могли обхватить ствол, это можно было бы сделать наверное только впятером или вшестером. Видели бобровые плотины и хатки - следы лежки зубров и кабанов, естественно множество следов их жизнедеятельности - от следов, обглоданных веток до помета. Прогулялись по древней торговой дороге. Гуляли долго, часа три, давно так долго не ходил по лесу, даже немного устал. Жаль, никого из животных не удалось увидеть. Вернулись к "буханке" и поехали обратно в Нагую. Опять ухабы, слепни и жара. Рассчитались с Ириной Анатольевной (1000 рублей вся экскурсия обошлась), поблагодарили за интересную экскурсию.

       

Буханка уехала, а мы стали собираться в обратный путь до Ягодной. Была мысль попроситься в "буханку", чтобы нас довезли до Ягодной, но это было как-то неспортивно... Попрощались с Хосе и поехали снова бороться с жарой, травой, слепнями и песком. На удивление быстро добрались до Дубенки, все-таки спуск. Пешком поднялись до купальни. Мужички из Ягодной только что искупались и культурно отдыхали в беседке. Рассказали, что рядом развалины церкви и старое кладбище. Остатки фундамента я нашел - холм, заросший кустарником и травой, встречается битый кирпич и швеллера, торчащие из земли. Набрали воды. Денис поехал догонять Юру, которому надоело нас ждать, и он решил не заморачиваться и вернуться тем же путем, что мы приехали, обратно в Козельск.

 

Мы с Ромой решили ехать по плану. В Ягодном на источнике пообщались с местным дедушкой-краеведом - он рассказал нам о Болховской наступательной операции июля-августа 1943г, о больших потерях наших войск, упоминал много фактов с привязкой к местности - здесь упал самолет, там стояли подбитые танки... На диктофон бы записать его рассказ... но диктофона не было, а в памяти уже многое забылось. Все-таки живое общение с местными жителями полезное дело, узнаешь много нового.

 

Проезжаем Ягодное, справа большое болото с колонией цапель, впереди в лесу пожарная вышка. Опять начинается территория заповедника, лесная дорога, подъемы и песчаники, время - уже за 16.00 а мы еще не обедали. Нас обгоняет трактор с телегой, в которой сидят подвыпившие местные, тракторист с мутными глазами из кабины грозит нам пальцем, баба с телеги смеется и говорит, чтобы мы не обращали внимания, праздник все-таки (12 июня - день России), я так понял, что веселая компания поехала в соседнюю деревню в гости, продолжать отдыхать. Трактор с матюгами преодолевает ручей, тракторист путается с передачами и трактор чуть не скатывается обратно прямо на нас. Добираемся до Павлодари, кажется, деревня мертвая - немного старых заброшенных домов, заросшие поля, высохшие и одичалые плодовые деревья.



Впереди еще один бездорожный участок, а за ним асфальт, и это радует. Хосе сказал, что за Павлодарью будет плохая дорога, и надо ехать по насыпи старой дороги. Обнаружили насыпь, но она заросла травой и кустами. Хосе, видимо, катался по насыпи зимой на снегоходе или на квадроцикле. Мы же поехали по засохшим блуждающим колеям рядом с насыпью. Было нелегко, но мы медленно и верно перли и перли по направлению к цивилизации и асфальту. На урочище Городок проехали мимо воинского мемориала с сотнями фамилий погибших. Стоит в поле памятник на краю оврага, кругом на десятки километров глушь и целина, деревни заброшены, дорог почти нет, однако, видно, что за памятником ухаживают. Все памятные военные места, о которых рассказывал дедок в Ягодном, вылетели из головы и пытаться вспомнить, где упал самолет или было кладбище танков - бесполезно.

 

Добрались до первой обитаемой деревни - Новоигинский, жителей не видно, но некоторые дома обитаемы, может дачниками. Ужасы бездорожья остались позади и по укатанной полевой дороге ехалось уже легче и побыстрее. И вот, велотуристические боги послали нам счастье в виде асфальта, по которому мы быстро долетели до Казюлькино в надежде найти магазин и полакомиться чем-нибудь холодным. Но был вечер выходного дня, да и магазина мы не нашли. Остановились на окраине Казюлькино на обочине дороги и принялись за запоздалый обед-полдник и даже ужин.

   
« Последнее редактирование: 02 Сентября 2017, 21:28:37 от Ramzesito »
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: Калужские засеки
« Ответ #1 : 22 Мая 2017, 00:48:15 »
Дальше было 13км до Болхова по хорошему асфальту. Вечерело, жара спадала. Все плохое быстро забывается, а к хорошему быстро привыкаешь. Не было жары, слепней, мы ехали по ровному асфальту и радовались жизни. Заехали на  центральную площадь Болхова, посмотрели на местные церкви, Рома сходил к Собору Рождества Христова. Болхов - довольно большой город, хотя мы видели меньше половины его. Людей на улицах было немного, несмотря на вечер праздничного дня. Вдоль главной улицы множество старинных двухэтажных домов. На окраине зашли перед самым закрытием в магазин, попили холодного лимонада. Выехав из Болхова в 9 вечера, решили проехать еще часик и встать на ночевку где понравится. В самом городе асфальт был так себе, но за городом (это была трасса Р-92) асфальт был просто замечательный.

   

Очень порадовали затяжные спуски, длинной 2-3 километра, на одном из них велосипед разогнался до 62км/ч, за спусками следовали подъемы, не очень крутые, но длинные, которые из-за хорошего покрытия преодолевались легко, несмотря на усталость. Пейзажи в Орловской области очень красивые, север области -  это лесостепи, кругом разноцветные многоугольники полей, ровные линии леспопосадок между ними, березовые рощицы, сосновые лесочки - все это сочетание весьма живописно смотрится.



Солнце постепенно склонялось к горизонту, и мы встали на ночевку прямо на границе Орловской и Тульской области - в лесопосадке около трассы. Легко перекусив, усталые, завалились спать. Солнечное утро, овсянка и решимость успешно закончить поход, несмотря на 100км, которые ждали нас впереди. Тульская область все же контрастирует с Орловской. Асфальт заметно хуже, спуски-подъемы не такие длинные. Лесов больше, вместо полей фруктовые сады - яблочные, наверное, таких огромных садов я еще не видел. Один раз видели трактор, который то ли поливал деревья, то ли опрыскивал их какой-нибудь гадостью. Позвонил Денис и сказал, что догнал Юру в Ульяново, и они переночевали на бетонке уже за заповедником. Они уже в Козельске и поедут на машине на Чертово городище, мы пожелали друг другу удачи, попрощались и поехали дальше.

   

Незаметно пролетели километры до Белёва. Город оказался довольно большим, мы даже блуданули в одном из кварталов. Белёв запомнился отвратительной дорогой на северном выезде и универсамом SPAR, в котором мы затарились водой и шоколадом. В целом, такой же малолюдный и старинный районный город, как и Болхов, но с более современными окраинами, застроенными панельными "хрущевками".

 

Асфальт стал уже надоедать, и перед Зеново мы свернули налево на разбитый асфальт, плавно переходящий в грейдер. Дальше был затяжной петляющий спуск по полевой дороге к речушке, граница Тульской и Калужской областей, крутой подъем от речки, сонные деревни Юрмановка и Вырск. Опасались, что от Вырска и до ж/д разъезда Шепелево, что близ Сосенского, нас ждет все, что угодно, только не нормальная дорога, но, к счастью, мы ошиблись.

   

По пыльному щебеночному грейдеру, конечно же по большей части в гору (так всегда кажется когда устал), преодолеваем километр за километром, перед Шепелево финальный (как казалось) торчок и опять радости нет конца - асфальт. После переезда опять подъем (да сколько же можно?!), но по асфальту подъемы даются легче.



Так как время и силы позволяли, решили заехать на Чертово городище. По дорогам к шахтам стояла какая-то будка-бомжатник, со шлагбаумом. Потом началась песчаная лесная дорога. Не доезжая до оборудованной стоянки, дорогу преградил еще один шлагбаум, уже закрытый. Там же сидел дедок-егерь и брал за вход на городище по 50 рублей. Дедок вырезал по дереву что-то типа чаши-ковша. Пообщавшись с егерем и заплатив за вход, проехали дальше, перед лестницей оставили велосипеды в лесу, и пошли пешком на городище.

   

Cпустя пять лет там мало, что изменилось, все основные достопримечательности были на месте - ров и ворота, "чертовы пальчики", "чертов колодец", пещера со светящимся мхом, папоротники и комары. Разве, что тропинки хорошо стали натоптаны - видимо людей здесь бывает много, вот и стали за вход деньги брать. Вернулись к велосипедам и на оборудованной стоянке решили пообедать перед финальным марш-броском на Козельск. У комаров тоже было время обеда и они накинулись на нас, мы намазались последними остатками репеллента и сели обедать. В итоге мы пообедали, а комары остались голодными. Выехали из леса, вернулись на асфальт, добрались до Сосенского. Передохнули у магазинчика, решили ехать в Козельск не по шоссе, а по другой более интересной дороге, севернее, через Оптину пустынь.

     

Проехали по современным жилым кварталам Сосенского (там есть даже девятиэтажки, коих нет в даже в райцентре Козельске). Дальше был плохенький асфальт по направлению к Жиздре. Возле очистных сооружений асфальт закончился, начался грейдер и длинный, местами крутой, спуск к Жиздре. Трясло нещадно, камни летели из-под колес, крепко вцепившись в руль, мы спускались все ниже и ниже, и вот грейдер перешел в песчаники. Уже и Оптина пустынь и Жиздра недалеко, обогнали монаха в традиционной черной рясе (это в 25-градусную жару), идущего с удочкой к монастырю.


   

Объехали монастырь справа, к центральным воротам подъехать не удалось - шлагбаум помешал, да и не сильно хотели. Автотранспорту тоже туда доступ закрыт, рядом огромная автостоянка. Нас больше интересовал святой источник, к которому мы и свернули. У реки стояла купальня, в которой кто-то купался. Мы же набрали воды из бетонного кольца-скважины рядом. Вода оказалась водопроводной, но для умыться-охладиться вполне сойдет. Поднялись от источника к асфальту, который был безукоризнен. Разметка, широкая дорога... прямо как-будто кусочек правительственной трассы. Выезд на шоссе - грузовичок Козельского механического завода и суровые деревянные древнерусские дядьки Козельского лесничества как всегда стояли на месте.

 

Скоро и Козельск, довольно крутой "торчок" от центра на запад. Асфальт в городе хороший, тротуары в центр выложены плиткой. По наблюдению Ромы, Козельск - самый благоустроенный город из виденных нами в этом походе. Позже мы узнали, что город привели в порядок к приезду президента. Наконец-то добрались до дома, где жили родственники Дениса и где мы оставили машину. Юра с Денисом уже давно уехали, а мы стали собираться в обратный путь до Обнинска. Нас приглашали на чай, но мы вежливо отказались, надо было ехать в Обнинск. Путь домой вышел долгим из-за гигантской пробки на Киевке примерно от Малоярославца и до Обнинска (видимо из-за светофора перед ВНИИСХРАЭ, который потом отключили и жить стало легче). Вот и все, поход закончился.

 

Коротенько впечатления:
- очень повезло с погодой
- побывали далеко и в новых местах, зацепили Орловскую область, где очень понравилось
- посетили заповедник, узнали много нового, пообщались с работниками заповедника
- появилась мысль посетить заповедник "Орловское полесье" также в авто-вело варианте

Материалы по походу:
фотографии Дениса
фотографии Ромы
трек на GPSes.com - от руки
фрагменты трека, записанные Ромой: Чертово Городище, Павлодарь
трек в одну сторону + экскурсия,  записанный Денисом

_____________________________________________________
Обсуждение в соответствующей теме

Автор отчета - 2faced
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100