collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 20
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2011.08.13-14 Два истока - Протвы и Москвы  (Прочитано 1873 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
2011.08.13-14 Два истока - Протвы и Москвы
« : 03 Сентября 2017, 23:45:07 »
Идея найти и посетить исток Протвы возникла еще в 2007году у Ромы. По карте исток был найден легко - он находится в Московской области близ деревни Мокрое. Но съездить туда никак не получалось - далеко и добираться неудобно, не хватало опыта. В этом году решили все-таки достичь цели. Так уж получилось что рядом обнаружился еще исток Москвы-реки и высшая точка Московской области. Попутные цели - Долина Славы, межобластной перелаз, переправа черз Угру у бывшего пахомовского моста и просто новые дороги.


Было решено ехать на два дня, хотя планируемый километраж в 230км несколько настораживал.

Стартовали с Ромой из Обнинска на электричке до Бекасово, где хотели перескочить на кольцевую электричку до Кубинки. Но диспетчер сообщил что "электричка на Кубинку опаздывает на неопределенное время", мы подождали с полчаса, и поняв, что ничего не дождемся, вернулись в Нару на попутной калужской электричке. Шоссейный участок Нара-Кубинка пролетели быстро, поднялись на Кубинскую платформу и дождались электрички на Вязьму. Люди ехали на дачи, вагон постепенно пустел, вот и Дровнино. Платформа была на 3-4 вагона, нам же пришлось десантироваться на щебеночную насыпь, то еще удовольствие с велосипедами и рюкзаками.



Московская область нас встретила хорошим асфальтом (почти без машин), сразу начались горки. Остановились у затопленного песчаного карьера, довольно красивый и популярный водоем. Добрались до Минского шоссе и проехали по обочине с километр до символического истока Москвы-реки. Настоящий исток в болоте слева от шоссе, рукотворный же исток представлял из себя часовню с фонтанчиками и желобом, по которому вода стекала в настоящую "канаву"-Москву-реку. Еще запомнился первый пешеходный мост через Москву-реку с традиционными "молодоженскими" замочками, один из которых датировался 1970-м годом.



Ramzesito: По фотографиям в интернете, я полагал, что исток (часовня) находится где-то в лесу, куда надо еще ехать, или идти от главной дороги, а оказалось, что он установлен прямо у трассы M1, даже дорожный указатель есть соответствующий. Рядом проносятся с грохотом фуры. В общем, упор на популяризацию и массовость, а не уединение и спокойствие.



От истока вернулись обратно к карьеру и свернули направо - к следующему пункту нашего путешествия - к высшей точке Московской области, так называемой "Замри-горе". Гора хоть и была небольшой (всего 310м) покорилась с трудом (вспоминается детская пословица - "без труда не вытащишь и рыбку из пруда"). За Липунихой пришлось идти несколько километров по ЛЭП, как бы по "дороге" в траве. Ненавижу ЛЭП!!! Вышли на приличную дорогу до Шапкино и поперли в подъем - собственно в "Замри-Гору". На вершине стояла традиционная геодезическая тренога, наверху была табличка с координатами места, а под треногой самодеятельная могилка, наверное домашнего животного (скорее всего - кота).







Спустились с "Замри-горы" на Минское шоссе и проехали несколько км по обочине до поворота на Мокрое. Поначалу асфальт не впечатлял - то там то здесь заплаты и ямки, но потом он незаметно превратился в почти идеальный, только узкий. Мокрое - довольно большой населенный пункт. Спуск в низину - и вот мы на мосту, справа очередное болото - фактический исток Протвы, под дорогой три бетонные трубы из которых, собственно, и вытекает Протва. Само болото, как и мутный ручей, сразу как бы давали понять, почему Протва на всем протяжении такая грязная. За низиной -наполовину восстановленная церковь и конец населенного пункта. Затем, по отличному асфальту полетели дальше и достигли Долины Славы (или Смерти, как ее называли раньше).  Ныне долина - это большое зарастающее молодыми березками поле, до войны здесь была деревня Иванники, за которую зимой-весной 1942 года шли упорные бои. На поле стоит крест, насыпан курган, на вершине памятный камень. На опушке леса - остатки траншей и памятник на месте гибели комдива Полосухина В.И., рядом пирамидка. На этих полях с 70-х годов ведется поиск и перезахоронение погибших бойцов, в Мокром и Семеновском довольно большие мемориалы.



Ramzesito: После посещения истока Протвы возникла амбициозная идея проехать от истока до Обнинска вдоль реки, ну или до Вереи хотя бы, посмотреть, как русло набирает силу. Но прямой ровной дороги вдоль всей Протвы не существует. Будет план-авантюра на будущее.



Мы вернулись к перекрестку и поехали дальше - спуск, поворот, и мы в Семеновском. Подъехали осмотреть местный мемориал погибшим в округе солдатам. Очень много табличек с фамилиями, видно, что перезахоронение ведется давно, камни с разными датами. Рядом стоит 37-мм зенитная пушка B47 в очень хорошем состоянии, Рома даже покрутился на нем. Чуть в стороне виднелась церковь-новодел, решили подъехать посмотреть - оказывается это еще один комплекс братских могил. Территория была ограждена забором, все двери были закрыты, на территорию мы не попали, но плит с фамилиями там было очень много. За церковью полуразрушенная и заросшая бурьяном школа. Вернулись на шоссе и поехали дальше на юг.





На автобусной остановке у поворота на Слащево остановились на поздний обед. Асфальт был все также идеален, а машин становилось все меньше и меньше. Проехали поля предприятия Газон-city - зрелище необычное и интересное, кроличью ферму, и в деревне Люльки асфальт внезапно закончился. Совсем закончился - а вместе с ним и дорога, Люльки - конечный и тупиковый остановочный пункт местного автобуса. Дальше - дикое поле. Вспоминаем, что перед Люльками был поворот направо, возвращаемся туда. По кромке леса идет пустынный ухабистый грейдер, по нему делаем большую петлю и опять едем на юг. Незаметно пересекаем границу Московской и Калужской области - дорога все также пустынна, места глухие, затерянный мир какой-то. Проскочили Михали, дорога стала чуть лучше - в смысле грейдер стал более щебенистым, добрались до моста через Шаню, спустились к воде, умылись и охладились. В Терехово спросили у местных жителей, где набрать воды - местные не пожадничали и указали на родник у реки, набрали свежей холодной воды, правда привкус был у нее особенный. Сразу за Терехово начались бетонные плиты, поначалу это даже радовало, но потом стало напрягать - особенно загрейдированные участки бетонки, часто встречалась гребенка идущая по всей ширине дороги.

Ramzesito: Проезжая обширные поля Газон-сити, наблюдали весь процесс производства - от только посаженных полей с пробивающимися ростками, до зрелых плотных зеленых полей, похожих на огромные поля для гольфа, под конец увидели обритые поля, с прямоугольными проплешинами со снятым покрытием. В общем, эти несколько километров пролетели незаметно и с интересом. И поняли, куда же мотаются большие белые фуры, изредка встречающиеся на вроде как тупиковой дороге.



Вдалеке показался подъемный кран - и вот мы на окраине Шанского Завода. Ищем магазин, находим голубой павильончик - но он закрыт. Местные советуют доехать до центра, там где церковь и посмотреть, работает ли магазин там. К церкви ведет спуск, а потом подъем, в который очень не хочется забираться. Собственно хотели купить в магазине мороженного или колы, но т.к. с магазином не повезло, решили, что потерпим до Износок.



Вечерело, а нам предстояло преодолеть последний на сегодня запланированный участок Шанский Завод-Износки. За день накрутили уже около 110км и порядком устали. До Износок бежала та же дорога из бетонных плит, которая поначалу так же была безупречна, а потом местами превращалась в черт знает что. Было непросто, преобладали длинные пологие подъемы и незаметные короткие спуски, все та же щебенка, гребенка и бетонные плиты разной степени сохранности. Наконец достигли окраины Износок и начался асфальт. В городе были развешаны российские флаги - может был день города. Проехали мимо местного парка с качелями и детским городком, в парке мемориал с горящим Вечным огнем. Пересекли железную дорогу - время около 21.00, оставалось совсем немного - найти место для ночевки. В Износковский центр и магазины решили не заезжать, чтобы не попадаться на глаза местным маргиналам.



По отличнейшему асфальту не спеша поехали по направлению к Варшавскому шоссе. В первой же деревне посчастливилось набрать хорошей колодезной воды. Свернули направо в рощицы на поле разведать место для ночевки. В лучах заходящего солнца холм "калужская Фудзияма" был очень красив, я подумал что будем ужинать с видом на Фудзияму. Но, мечтам не суждено было сбыться, хорошего места для ночевки мы не нашли, зато нашли дикую грушу. Пришлось вернуться на шоссе и проехать еще пару километров через лес до березовой рощицы, где и остановились. Итог - 141 км за первый день.







Только встали на ночевку, сразу же на нас набросились одуревшие от запаха добычи комары. На репелленты им было наплевать, поэтому мы в темпе поставили палатку, быстро поели и завалились спать. Палатка - это единственное место где нет комаров :) Земля в рощице когда-то была изрыта кабанами, спали на ямках, но из-за усталости было уже все равно, лишь бы уснуть.

Утром было все как обычно - подъем, завтрак, сборы, солнце и комары. Ехать, конечно же, никуда не хотелось, но по шоссе довольно быстро раскатались. По асфальтовым спускам и подъемам незаметно пролетели 15км. В Бурцево пополнили запасы воды в новом хорошем колодце. Повернули направо на Варшавское шоссе, машин было мало. В Курганах был магазин, но мы его почему-то проигнорировали. Проехали 4 км и... прощай асфальт, поворот налево на Пушкино и Нефедово. Поначалу дорога через лес радовала, а потом поползли по жаре в длинный и тяжелый подъем до Пушкино. Дорога - полугрейдер-полугрунтовка, что-то среднее между ними. Изредка встречались машины дачников или местных жителей. Проехали Нефедово, дорога шла в основном под гору. Въехали в Сергиево и остановились в раздумьях. Проезжали Сергиево в 2009г, но память отшибло, как будто мы здесь в первый раз. Находим нужную полевую дорогу, проезжаем ЛЭП и углубляемся в лес. Лесная дорога внесла некое разнообразие грязевыми участками.





Выбрались на мелкощебнистый грейдер на Пахомово. Слева все чаще и чаще раздавались раскаты грома и сгущались тучи. Хотелось верить, что проскочим. Дорога до Пахомово порадовала - чередование спусков и подъемов, после Смагино очевидный спуск в долину Угры. У Пахомово нас настиг дождь, причем не теплый летний дождик, а уже довольно прохладный, как бы осенний. Спрятались в ржавую остановку - хе-хе, когда-то сюда ходил автобус, видимо еще во времена СССР. Дождик постепенно утихал, наверное нас зацепило краем тучи. Спустились на берег Угры, на песчаный пляж, на котором присутствовало несколько купающихся местных или дачников, дождь их ничуть не смутил.





Угра в этом месте оказалась неширокой, но течение было сильным, особенно на остатках опор старого моста. Под любопытные взгляды местной молодежи стали готовиться к переправе. Рома погрузил рюкзак в детский надувной бассейн и перешел на другой берег по дну, благо высокий рост позволял это сделать. Я засунул байк и вещи в полиэтиленовый рукав и тоже пошел по дну, но у противоположного берега пришлось проплыть несколько метров. Рома сделал еще одну ходку за велосипедом. Ну и не искупаться в Угре было бы преступлением. Разговорились с одним из рыбаков - он рассказал, что случилось с мостом - деревянный мост с бетонными плитами периодически сносило ледоходом (остатки опор и плит можно увидеть до сих пор). Потом в районе проводились военные учения, солдаты соорудили понтонный мост и оставили его по просьбе местных колхозов-совхозов. С развалом СССР военные мост разобрали. Так и получилось, что на топокартах мост есть до сих пор, а в натуре уже отсутствует лет так пятнадцать.







Пока упаковывались, опять накатила жара. Решили свернуть на Пахомовский родник и пообедать там. Вода в роднике холодная, родник оборудован купальней, скамейкой, даже "раздевалки" есть. Обеду помешали две тетки, пришедшие сюда видимо искупаться. Они начали вещать, что воду из родника пить можно лишь в малых количествах, а родник в основном для купания. Мы вернулись от родника почти к Угре и свернули на лесную дорогу до Детьково.



Выехали на детьковские поля и поехали по добротной грунтовке-грейдеру по направлению к Дурнево и Чапаевке. Опять спуски-подъемы, пыльный грейдер. Где-то у Чапаевки начался асфальт, проехали Рудню и, незаметно по хорошему асфальту, добрались до Товарково, вернее к знаменитому пешеходному мосту голубого цвета через Угру. Погода была хорошая, по берегам было много народу - отдыхающие и рыбаки. Перешли мост и кое-как преодолели подъем до Товарково. У супермаркета "Пятерочка" остановились на заслуженный отдых. Рома сходил за арбузом и мороженным, и в тенечке мы это все приговорили, вернее не все, - осилили только половину арбуза. Вторую половину взяли с собой в Сляднево.







После арбуза ехалось как-то не очень. Свернули с асфальта на пыльную дорогу, по которой раньше гоняли самосвалы с карьеров. У старого карьера остановились посмотреть и пофотографировать. Вышли на асфальт Р-93 и добрались до Жилетово. Тамошние места - край карьеров и самосвалов. Ну а дальше было все стандартно - совхоз имени Ленина, Лычево, лесная и полевая дорога до "Земляничной поляны", бетонные плиты до Варшавского шоссе. В Торбеево на окраине, что ближе к шоссе открылся новый магазинчик-вагончик. Чуть-чуть (6 минут) не успели на электричку в 19:02, а может это и к лучшему. До следующей был еще почти час и мы провели его с пользой - умылись и не спеша и со смаком доели арбуз. Подкатили местные алкаши с предложением купить потертый сименс конца 90-х, "раритет", почти антиквариат :)







Подошла короткая 6-вагонная электричка и довезла нас до Обнинска. У самого дома велокомьютер показал 250км за два дня, за второй день проехали 109км.

В плане достижения поставленных целей покатушка оказалась образцово-показательной. Все получилось, все что хотели посетили и посмотрели, разведали новые интересные места и дороги. Как всегда повезло с погодой, матчасть тоже не подвела. Километраж позволил лишний раз проверить себя на выносливость, что будет актуально на 200км в день.

Материалы по походу:
трек от руки на gpsies.com
фото Ромы
фото мои

___________________________________________________________
Обсуждение в соответствующей теме

Автор статьи - 2faced
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100