collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 39
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: Литиевые смазки и алюминий  (Прочитано 22544 раз)

Оффлайн JEERTopic starter

  • Сэнсэй
  • *****
  • Сообщений: 1794
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 19.06.2008
  • Еще одна реинкарнация
Литиевые смазки и алюминий
« : 21 Ноября 2008, 10:33:37 »
Наш массовик-затейник Денис (Inerton) решил проверить, влияет ли
смазка типа Литол на алюминивые детальки, т.к. ходит такое предостережение по велофорумам - не использовать литиевые смазки там, где есть люминий.

Что из этого вышло - можно ознакомится здесь:
http://www.egain.ru/activ/40_94_216_174_398_150_532_11256.html

Ждать полгода результат - это какое-же терпение надо иметь.  *thumbup*

У меня его не было, поэтому по следам Денисовских экспериментов
сделал свой, но ускоренный.
Зачем ? Интенсивно пользовался и пользуюсь Литол, ЦИАТИМ и захотелось понять, есть ли эффект воздействия.

По ГОСТ-у в литольных смазках допускается процент щелочи, а щелочь - враг люминия.
Поэтому, в присутствии воды, щелочь, вымываясь из смазки, по идее должна приводить
к коррозии алюминия. Скорость и глубина такой коррозии - отдельный вопрос.

Сказано - сделано.
Был приготовлен дистиллят 0.5 л, залит в стеклянную банку и туда, на инертных подвязках опущена полированная алюминивая пластинка ( дюраль Д16Т).
Половина пластинки была покрыта смазкой Литол.
Все это дело поставлено на водяную баню и при температуре бани 72 град С выдержано 3 часа, затем - сутки остывания. После чего бензином смыт Литол, который, кстати и не подумал расплавиться и сползти с пластинки, что подтверждает его качество.

Что из этого вышло ?

Пластинка под смазкой осталась в первозданно виде, а непокрытая часть покрылась золотисто-коричневатым налетом, как бы пленкой. Следов явной коррозии не заметно, осмотр делался и под лупой и под микроскопом.
Адгезия пленки весьма высокая, т.е. произошла какая-то хим.реакция и образовалось химическое покрытие по виду, как бронзовый налет.

Фотографии пластинки приведены ниже.

Пупырчатость налета объясняется выходом газа из дистиллята при нагревании и осаждении мелких пузырьков на пластинке. Под пузырьками пластинка тоже осталась почти нетронутой налетом.
Заметные на фото царапины и язвочки на пластинке присутствовали и до эксперимента.

Вывод - явных следов коррозии не обнаружено, но на алюминий оказывается хим.воздействие.

http://www.sportgen.ru/index.php?option=com_gallery2&Itemid=2&g2_itemId=9738
http://www.sportgen.ru/index.php?option=com_gallery2&Itemid=2&g2_itemId=9741

Оффлайн malex

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 6991
  • C нами с: 24.12.2007
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #1 : 21 Ноября 2008, 11:34:41 »
возможно литол и ко как-то и влияют на алю
НО

1.важные детали из алю не делают (подшипники и пр)
2.если у не нагруженной алю детали (см п1) и отъестся пара микрон, то этого никто не заметит
2.часто алю с покрытием (штыри выноса и пр) - т.е. защищено
Malex SRB = дистанционный тренинг и клуб

Оффлайн Ramzesito

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #2 : 21 Ноября 2008, 12:23:56 »
для полноты эксперимента литол нужно не просто намазать, а толочь в алюминиевой ступе, чтоб воздух постоянно поступал и физическое воздействие прилагалось, ведь смазываемая деталь, как правило не висит на инертных подвязках спокойненько, а работает в жестких условиях, причем днями, неделями, месяцами, а то и годами
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн JEERTopic starter

  • Сэнсэй
  • *****
  • Сообщений: 1794
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 19.06.2008
  • Еще одна реинкарнация
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #3 : 21 Ноября 2008, 12:41:14 »
для полноты эксперимента литол нужно не просто намазать, а толочь в алюминиевой ступе, чтоб воздух постоянно поступал и физическое воздействие прилагалось, ведь смазываемая деталь, как правило не висит на инертных подвязках спокойненько, а работает в жестких условиях, причем днями, неделями, месяцами, а то и годами

Я категорически отказываюсь толочь годами литол в ступе, да еще алюминиевой :)

Оффлайн inerton

  • Мастер спорта международного класса
  • ***
  • Сообщений: 396
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 24.12.2007
    • inerton.ucoz.ru
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #4 : 21 Ноября 2008, 12:55:35 »
...
Все это дело поставлено на водяную баню и при температуре бани 72 град С выдержано 3 часа, затем - сутки остывания.
Это мало, видно что реакция идёт, но не быстро.

1.важные детали из алю не делают (подшипники и пр)
2.если у не нагруженной алю детали (см п1) и отъестся пара микрон, то этого никто не заметит
2.часто алю с покрытием (штыри выноса и пр) - т.е. защищено
1. А как же алюминиевые (не из чистого конечно, сплав) втулки с насыпными подшипниками.
2. Для кованных деталей в этих микронах и заключена вся прочность.
3. Там и ни кто не мажет.
для полноты эксперимента литол нужно не просто намазать, а толочь в алюминиевой ступе, чтоб воздух постоянно поступал и физическое воздействие прилагалось, ведь смазываемая деталь, как правило не висит на инертных подвязках спокойненько, а работает в жестких условиях, причем днями, неделями, месяцами, а то и годами
Справедливое замечание, но тогда нужно городить стенд и две группы - опыт и контроль. Этим пусть занимаются производители, а я просто решил проверить. Если в таких относительно мягких условиях идёт реакция, то в более жёсткой эксплуатации разрушение пойдёт бытрее, а то на эту тему много разной фигни написано, противно читать.

Эксперимент продолжается, результаты весной  :)

Оффлайн malex

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 6991
  • C нами с: 24.12.2007
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #5 : 21 Ноября 2008, 13:26:25 »
2inerton

===1. А как же алюминиевые (не из чистого конечно, сплав) втулки с насыпными подшипниками.
я таких не видел
алю применяется, но шарики и дорожки всегда стальные
примеры можно?

===2. Для кованных деталей в этих микронах и заключена вся прочность.
примеры можно?

===3. Там и ни кто не мажет.
уверен? штыри, например, мажут
соединение руль/вынос тоже
Malex SRB = дистанционный тренинг и клуб

Оффлайн inerton

  • Мастер спорта международного класса
  • ***
  • Сообщений: 396
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 24.12.2007
    • inerton.ucoz.ru
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #6 : 21 Ноября 2008, 14:41:47 »
1. Шарики да, а вот дорожки по-моему алюминь.
2. Смысл ковки увеличить прочность поверхностного слоя металла, какие примеры?
3. Я по себе сужу. Зачем мазать подседельник и руль? Непонятно.

Оффлайн JEERTopic starter

  • Сэнсэй
  • *****
  • Сообщений: 1794
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 19.06.2008
  • Еще одна реинкарнация
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #7 : 21 Ноября 2008, 15:24:14 »
2Inerton
> Inerton: Это мало, видно что реакция идёт, но не быстро.

А мне и нужно было понять, что реакция идет, в принципе.
Далее, можно придумать более правдоподобные, но ускоренные условия испытаний.
И ничего "противозаконного" в этом нет.
Методики ускоренных испытаний на надежность и устойчивость высосаны не из пальца.

2Malex
> Inerton: А как же алюминиевые (не из чистого конечно, сплав) втулки с насыпными подшипниками.
> Malex: я таких не видел

Если не сильно ошибаюсь, то очень большой процент втулок - из алюминия.
Проверить легко. Берем магнит и смотрим на взаимодействие.

>уверен? штыри, например, мажут
>соединение руль/вынос тоже

Да чтоб мне.. ведьма ночью приснилась. :)
Я "мажу" подседельный штырь и прочие механически неподвижные сочленения - толченой канифолью.
И Вам того же..


В общем, продолжение следует.

Оффлайн malex

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 6991
  • C нами с: 24.12.2007
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #8 : 21 Ноября 2008, 16:35:57 »
2inerton

==1. Шарики да, а вот дорожки по-моему алюминь
я ни разу не видел хотя вело железа через меня прошло уйма
бывают такие варианты (это что я видел)
-чашки сталь
-чашки алю. дорожка приделана сталь
-типа промов(разного вида). сталь! эти промы чаще кладутся в алю (но шарики бегают по стали)

алю выкрошится на раз

===2. Смысл ковки увеличить прочность поверхностного слоя металла, какие примеры?
что конкретно мажется и что именно пострадает
о чем мы? :)

===3. Зачем мазать подседельник и руль? Непонятно.
очевидно смазанное "хомутом" затягивается ровнее и плотнее

п.с.
смазки с литием есть в велолинейках весьма уважаемых пр-лей смазок

ппс
что какая-то реакция идет в принципе верю ;)
Malex SRB = дистанционный тренинг и клуб

Оффлайн malex

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 6991
  • C нами с: 24.12.2007
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #9 : 21 Ноября 2008, 16:40:28 »
Если не сильно ошибаюсь, то очень большой процент втулок - из алюминия.
точно
а внутри них промы... стальные ессно
видел кто-нить промы не из стали?

первая же ссылка от яндекса
http://forum.velomania.ru/index.php?showtopic=5108
даже в инструкции пишут
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2008, 16:47:33 от malex »
Malex SRB = дистанционный тренинг и клуб

Оффлайн JEERTopic starter

  • Сэнсэй
  • *****
  • Сообщений: 1794
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 19.06.2008
  • Еще одна реинкарнация
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #10 : 21 Ноября 2008, 16:50:43 »
Если не сильно ошибаюсь, то очень большой процент втулок - из алюминия.
точно
а внутри них промы... стальные ессно
видел кто-нить промы не из стали?

Да не.. тут и сомневаться не надо - пары подшипников из одного и того металла - высококачественной стали.
Вопрос-то в другом - если имеет место быть заметная коррозия ал. от литиевых смазок, то могут возникать микроущелья, что может привести к прочностным проблемам при длительных динамических нагрузках, т.к. усталостная прочность ал.сплавов невысокая.
Хотя, по современным данным она весьма повысилась по ср., скажем, с немецкой дюралью :)


Оффлайн JEERTopic starter

  • Сэнсэй
  • *****
  • Сообщений: 1794
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Калуга
    C нами с: 19.06.2008
  • Еще одна реинкарнация
Re: Литиевые смазки и алюминий
« Ответ #11 : 21 Ноября 2008, 16:53:37 »
первая же ссылка от яндекса
http://forum.velomania.ru/index.php?showtopic=5108
даже в инструкции пишут

Это фигня. Смазывать штырь ? Зачем ?
Его задача плотно сидеть, а эту задачу легко решает растертая канифоль.
И ничего не прикипает.

 



Ramblers Top100