collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 12
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: Безопасность в велопоходе  (Прочитано 2273 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Безопасность в велопоходе
« : 03 Апреля 2017, 00:10:09 »
В данной статье хотелось бы поговорить об опасностях, которые встречаются на пути велотуриста. Это могут быть травмы, инфекции, нападение четвероногих друзей, конфликты с органами власти (таможенниками, пограничниками, лесниками), но в данной статье мне бы хотелось бы по-подробнее раскрыть тему конфликтов с населением гопнического вида, или сокращенно НГВ.

«…Это гопники, они мешают нам жить…»
                                     (Майк. Науменко)


Хотелось бы поделиться с читателями о довольно неприятной теме, которая так или иначе рано или поздно может затронуть любого велосипедиста, а именно, подробнее раскрыть тему конфликтов с местным населением в велопоходах.
Конфликты у вас могут быть с органами власти (таможенниками, полицейскими, пограничниками, лесниками и егерями). Здесь все предельно ясно и просто. Не стоит хамить, возражать властям и просто соблюдать так или иначе законы…
Приведу пример. Я часто катаюсь в Завидовском заповеднике на велосипеде, и порой именно там мне приходилось сталкиваться с не очень дружелюбно, на первый взгляд, настроенными ФСОшниками и егерями. Ничего не поделаешь, не любят они чужаков на своей закрытой территории. И хотя, в общем-то, закон я никакой не нарушал, так или иначе мне приходилось подчиняться их воле, просто в спокойном темпе продолжая поездку, покинуть территорию заповедника или ту или иную зону.
На все их вопросы я отвечал максимально честно и развернуто, где-то отшучивался, всегда не забывал упоминать своего деда, большого военного начальника, который часто посещал Завидовский заповедник с целью отдыха. В итоге я катаюсь в Завидово более 10 лет, и у меня ни разу не было там серьезных конфликтов. Наоборот, я обзавелся весьма нужными и интересными знакомствами с представителями тамошней власти. И дело тут банально в правильном общении с людьми. Власть она на то и власть, что бы ей подчиняться и уважать и соблюдать установленные ей правила поведения.
 
Помимо органов власти, конфликты у вас могут возникнуть также с местным населением. Местное население в целом безразлично, и где-то даже дружелюбно относится к разного рода велотуристам, но все-таки не стоит забывать о гопниках.
Кто же такие эти гопники, которых так опасаются и боятся некоторые велотуристы? Гопник — жаргонное слово русского языка, обозначение представителей прослойки агрессивно настроенной молодежи.
Известный русский рок-музыкант Майк Науменко даже сочинил песню, посвященную этому социальному явлению: «…Это гопники, они мешают нам жить…»



Любое ваше общение с гопниками на 95% начнется с разговора, а точнее с их вопросов. Перечислю самые часто встречаемые из них: откуда? куда едете? сколько стоит велик? дай прокатится! не боитесь ли кататься далеко от дома? сколько скоростей у велосипеда? не выручишь ли деньгами? А что это тебя на руле висит? (про gps) и так далее.
На данные вопросы у Вас уже должны быть всегда готовы ответы.
Так, например, на вопрос «откуда вы, хлопцы» я всегда говорю, что живу рядом с Москвой, если собеседник мне показывается слишком уж подозрительным. Врать — нехорошо, но, увы, москвичей в провинции до сих пор не любят за их сладкую жизнь. Не стоит городить огород и говорить, что вы живете в ближайшем областном центре. Поверьте, очень легко определить москвича по одежде, по акценту и поведению.
На вопрос «куда еду» всегда отвечаю, что есть конечная цель пути, будь то памятник истории, бабушка в далекой деревне, изучение местного культурного наследия, тренировка и отдых на природе и т.д. Просто кататься на велосипеде без цели для местных равносильно бездельничеству, и они просто этого не понимают (увы, проверено на себе), обязательно должна быть хоть какая-нибудь цель.
На вопрос о стоимости велосипеда говорю, что ему уже около 10 лет, и стоит он недорого, точную цену называть затрудняюсь.

Просьба или требование дать прокатиться – это самый неприятный вопрос. Тут уже смотрите, кто перед вами, и какие последствия могут быть. Если Вы не боитесь доверить свой велосипед вашему новому знакомому, ссылайтесь на неисправность велосипеда, отсутствие времени, отставание от группы, соревнование по ориентированию и т.д. — все максимально вежливо и четко. Учитесь говорить слово НЕТ.

Вопрос «а закурить?» — в общем-то, сигареты возить полезно, ибо всегда можно завязать нужный контакт. Например, угостить машиниста электрички и проехаться с ним в его кабине, дадите закурить колхознику – узнаете нетривиальный путь или дорогу. Но лично я никогда не курил и не курю, поэтому просто спокойно об этом заявляю. Если вы где-то долго стоите лагерем, то всегда может пригодиться алкоголь. Например, вы сидите у костра, к вам пришли из ближайшей деревни пара гопников для того, чтобы узнать, чем у вас можно поживиться, и в целом прощупать кто есть кто. Не стоит идти на конфликт, а стоит, наоборот, пригласить новых друзей к костру и налить им по 100-200 грамм. Уверяю вас, от их злых намерений не останется и следа.

На вопрос «а не боишься ли кататься один» отвечаю всегда — мол, боятся волков — в лес не ходить. Ну, а на вопросы о технических характеристиках велосипеда или про gps на руле, думаю, скрывать особо нечего — тут Вы можете целую диссертацию защитить. Некоторые также интересуются, что у вас в рюкзаке. Не стоит говорить, что там лежит палатка за 15000 руб, пуховый спальник за 14000 руб. и прочее снаряжение. Отвечайте просто — личные вещи. Если у магазина кто-то просит мелочь на выпивку, стараюсь не отказывать, ибо маленькая просьба может перерасти в большие проблемы.

В общем, при общении с неприятными для вас людьми отвечайте так, чтобы ваш ответ не провоцировал человека на дальнейшие вопросы. Запомните, что с помощью этих и других вопросов, что с помощью разговора вас всегда прощупывают на предмет того, кто вы и что вы, и чего вы реально стоите как человек, как мужчина, как уличный боец. 90% назревающих конфликтов всегда можно разрешить простым русским разговором, или, как принято говорить, базаром. Базар надо уметь держать. Именно в разговоре (базаре) вы должны показать, что вы прежде всего человек достойный. Помимо разговора, вас могут также прощупывать взглядом. Ваше же лицо в этом случае должно всегда выражать спокойствие и уверенность в себе.
Но зачем общаться с неприятными людьми, если можно с ними не общаться. Сейчас я перечислю основные положения безопасности велосипедиста в походе. В целом где-то они могут повторятся, но, как говорится, повторение — мать учения.

1. Cамое важное. Ничего и никого не бояться. Ездить в велопходы с умом и с чувством осторожности к миру. Важно не просто показать вид, что Вы никого и ничего не боитесь, а действительно никого не боятся и быть полностью уверенным в себе человеком. Береженого бог бережет. Однако, оберегать себя и бояться чего-либо — это совершенно две разные вещи. Еще раз повторю берегите себя и близких, но не бойтесь.

2. Внешний вид. По возможности не привлекать внимание дорогими девайсами типа навигатор, цифровая зеркалка, а также яркой велосипедной одеждой, ярким велосипедом. Чем вы проще выглядите, тем для Вас, как правило, и лучше. Лет 5 назад я стал кататься в простой туристической одежде, вместо дорогой, обтягивающей велоформы. Я купил добротную одежду, но не особо ярких цветов, и сразу стал более незаметен для местного населения. Число контактов сразу уменьшилось. Велоформа сама по себе делает из вас человека другого мира. В крупной деревне в Мещере как-то подошел гопник и обозвал «передастом», и посоветовал купить нормальные шорты. На Кавказе Вас тем более не поймут, где у мужчин не принято носить даже обычные шорты. Не спорю, что велоодежда наиболее удобна, сам катаюсь в ней на шоссере недалеко от дома, однако в походы езжу как человек обычный. Следите за своим внешним видом. Перед походом крайне желательно обрести короткую стрижку, небритая физиономия также добавит вам пару баллов в актив. Черные штаны, шапка серого цвета, натянутая на лоб, и Вас сразу станут опасаться даже сами некоторые из гопников – проверено на себе. Никаких значков любимых футбольных клубов, непонятных нашивок, показывающих принадлежность к какой-либо из субкультур. Ничего провоцирующего и вызывающего.

Ваш покорный слуга в пустой эл-ке из Гагарина. Специально для одиночных выездов, физиономия и внешний вид, вырабатанный годами:



3. Опасные места. Запомните, что основные места контакта с гопниками — это прежде всего магазины, станции, крупные деревни, в жару — водоемы. Поэтому, по возможности не останавливайтесь без надобности на «попить» или «подтянуть штаны» в населенных пунктах типа небольших промгородков и крупных деревень. Продукты в магазинах покупайте быстро, пакуйте все аккуратно, без лишней спешки. Перекусить лучше, отъехав на велосипеде до ближайшего безлюдного места. Помните, что утро или день до 18:00 — самое удачное время, чтобы проехать все крупные населенные пункты и закупиться продуктами на ужин. После 18:00 вся шваль вылезает лузгать семечки с пивом у сельского магазина. У меня троюродный брат живет в крупной деревне Елатьма на Оке, и я не понаслышке знаю, чем заканчиваются подобные тусовки местных гопников.

4. Место лагеря. Очень важно в любом походе грамотно выбрать место лагеря. Палатку ставить так, чтобы не было подъезда машин. Еще раз запомните: (!) невозможность прямого подъезда машины на место вашей стоянки, а также невидимость вашего лагеря — уже 80% успеха вашей безопасности. Старайтесь не вставать лагерем рядом с другими компаниями. Проблем можно не обобраться. Не останавливаться пусть даже в удобном, но чьем-то насиженном месте вблизи крупных поселков и деревень. Один раз так встал с палаткой — утром приехала компания, конфликта не было, но покой нарушили, пришлось раньше вставать, да и отдохнуть не удалось. Хотя, конечно, сам люблю обустроенные места стоянок, чего тут говорить. Иногда кажется, что палатку установить негде. Везде вокруг степь и нет леса. На любой местности Вы сможете найти небольшие впадины и перепады высот. Обустроить ваш лагерь таким образом, чтобы он был скрыт от посторонних глаз. Для чего это нужно? Когда вы спите в палатке — вы особенно беззащитны. Во-первых, потому, что спите, во-вторых — находитесь в замкнутом пространстве и легко уязвимы для недоброжелателей. Не покупайте палатку ярких цветов.

5. Безопасность в пригородных поездах. Никогда не спите в электричке, вас могут обокрасть. В совсем пустой электричке садитесь в первый вагон, где едет машинист. Всегда в поезде выбирайте такой вагон, где есть адекватные люди, в основном это второй вагон. Если все-равно боязно и неспокойно на душе, то вступайте в контакт с кем-то из нормальных людей в вагоне. Помню как-то в Коломне ко мне подошел адекватный мужик и предложил поехать вместе до Москвы, сославшись на малочисленность народа в поезде и поздний час. Не ждите электричку на платформе в темное время суток по 30-40 минут. Финиш делать за 10-15 минут до прибытия электрички. А более длительное время ожидания скоротайте в безлюдной местности или недалеко от платформы. Оценивайте своих попутчиков — если что-то не нравится, переходите в другой вагон, но только на станции, чтобы вас не видели. Если обстановка накаляется, то ссаживайтесь с поезда и уезжайте. Очень полезно иметь ключик трехгранку для того, чтобы в электричке всегда можно было перейти в соседний вагон и закрыть за собой на ключ дверь. Из опыта самое неприятное из московских ж\д направлений - это Горьковское, второе место делят Ленинградское и Ярославское, на остальных примерно одинаково.

6. Сохранность личных вещей. Велосипед всегда пристегивайте на ночь к дереву или к стойке палатки. Вешайте на раму все то, что гремит, типа котелков или кружек. Не оставлять у палатки топоры, ножи и другие вещи. Не стоит хранить сразу все деньги на путешествие в одном месте. В кошельке или кармане держите сумму исходя на один день вашего путешествия.

7. Если конфликта не избежать. В целом, всегда можно избежать любого конфликта. Но если все же не дай Бог случилось… Все, что можно отдать, отдайте. Здоровье и жизнь все-равно дороже. Затем сразу обратитесь в милицию/полицию. Многие люди с собой возят различные средства самообороны. Однако возить их — это одно дело, а другое дело — уметь ими пользоваться. Средства самообороны можно применять только при прямой угрозе вашей жизни и жизни ваших близких. Закон о самообороне в РФ совершенно не работает. Поэтому подумайте, что лучше: лишиться денег и вещей, либо свободы на срок от 5 лет. Если нарвались на беспредельщиков, и началась битва, помните, что вы должны выжить любой ценой и все средства хороши.

8. Различные небольшие советы.
  • если контакт с гопниками неизбежен, ведите себя достойно, уступайте в малом, но в большом берите свое. Не провоцируйте гопника, держитесь спокойно, постарайтесь закончить разговор быстро, подобающей интонацией, дайте понять гопнику, что Вы его «уважаете», но и сами по себе не промах.
  • будьте всегда доброжелательным человеком ко всем. Избегайте всяческих конфликтов.
  • рыбаки и грибники, как правило, всегда адекватны; пару раз утром меня будил шорох, вылезал и видел грибников или рыбаков, никаких проблем было.
  • не врите без надобности, вранье человек чует, и, как правило, не прощает. Завраться легко, а выпутаться из вранья трудно.
  • на предложение выпить в электричке или на платформе вежливо ответьте отказом, скажите, что путь еще долгий, а алкоголь расслабляет. Помните: с малознакомыми лицами пить не рекомендуется.
  • хвалите природу и места, где вы бываете, интересуйтесь грибными местами, рыбалкой, в общем, аккуратно вербуйте гопников.
  • если видите, что общения с гопником не избежать — возьмите инициативу в свои руки, первым задав ему вопрос или поздоровавшись.
  • если у магазина к Вам подошел обычный местный выпивоха и попросил 10 руб. на пиво, то отказывать не стоит, ибо даже с такими можно нажить проблем.

Выводы
В итоге, помните, что «береженого Бог бережет». Никогда ничего не бойтесь, если вы боитесь, то сами притягиваете весь негатив к себе. То, чего больше всего боишься, зачастую случается. Не выключаться от мира на отдыхе. Помните, что, так или иначе, Вы в гостях у местного населения. Всегда умейте быстро оценить ситуацию, ее последствия, и принимайте самое «безопасное» решение в той или иной ситуации. От судьбы не убежишь, но не вступать в контакт с гопниками будучи на велосипеде всегда возможно и обязательно. Основная ваша задача — минимизировать общение с неприятными людьми своим правильным видением действительности и адекватными действиями. Развивайте наблюдательность, особенно в глухой местности. Не стоит быть в постоянном напряжении, но контролировать и мониторить ситуацию вокруг себя и ваших близких Вы должны ежеминутно. Представьте, что вы разведчик в тылу врага под 100% прикрытием, и вам реально ничего не угрожает, но бдительность не теряйте.
 
Личный опыт
1. Пытались остановить где-то в районе Твери. На пустом шоссе в небольшом населенном пункте пара пьяных гопников требовали закурить, я был на шоссере, к тому же летел с горки под 40 км\ч, в самом конце они расступились, и я и втопил далее.
2. Заехали с другом на дачи под Звенигородом, спросили у местной компании дорогу. В ответ — угрозы физической расправы. Мы сумели быстро развернуться и уехать.
3. Недавно прикопались ко мне, когда ехал из Твери, причем вошли в Крюково, 6 парней просто в ноль, хотели прокатиться на моем веле по вагону, прокатился лишь один ровно 2 метра, остальных болтал-уболтал и вылез в родных Химках, если бы до Химок было далеко, то вышел и перебежал бы в другой вагон. Были настроены хоть и дружелюбно, но встреча с ними была крайне неприятной, из серии - одно неверное слово или жест и понеслось…
4. Ехал как-то раз из Бородино на последней электричке, у станции есть магазин, при подъезде к нему заметил пристальное внимание 5 гопников. Что-то крикнули типа дай прокатится, на магазин забил, поехал сразу на станцию. Платформа в Бородино низкая — не видел, в какой вагон сажусь. В итоге мне опять «повезло» – в вагоне ехала пьяная компания из 6 человек и очень недружелюбно смотрела в сторону моего велосипеда. В Можайске я перешел в другой вагон и спокойно доехал до Москвы.
5. В Мещере пьяный гопник не дал воды из колодца набрать. У него, видимо, была белая горячка. Я быстро застегнул велорюкзак и уехал, а вслед понеслись угрозы.
6. Опять же в Мещере на шоссе нас с другом подрезала машина, из машины показалась рука гопника с некультурным жестом.
7. Остановились с женой в глухом лесу в Тверской области на перекус на просеке. Вдруг шорох. Супруга увидела двоих в защитной одежде, бритых наголо, в армейских сапогах. Сказала, очень тихо, что боится их.  Я сразу взял в руки нож и стал резать огурец, а в кармане нащупал газовый баллон и попросил жену застегнуть велорюкзак, и показал жестом, что если, что отбиваемся и быстро уезжаем. Шансы явно не в нашу пользу,  но как только  они вышли на просеку, и увидели нас, я сразу задал им вопрос – грибы есть? Они нас заметили заранее, но вопросу удивились, спросили закурить и как выйти к остановке автобуса. Я указал дорогу.  На поясе у них  висели ножи, на вид либо дезертиры, либо уголовники, хотя, видимо парни просто в войну играли, но на каких-либо туристов они никак не похожи не были. Это был самый неприятный случай, мы быстро собрали вещи и поехали дальше.
8. В деревушке Тащилово Владимирской области (недалеко от Гусь-Железного) во время 5-дневного велопохода к нам двоим пристали три гопника, которых мы отправили в игнор, не остановившись несмотря на их призывы, и просто проехали дальше. В итоге нас догнали на мотоцикле минут через 5 уже в конце деревни. Началась небольшая потасовка, назревал очень-очень серьезный конфликт. Но непростым базаром удалось все разрулить. Далее мы смогли немного отвлечь группу гопников и уехали прочь.
9. Знакомый поставил палатку недалеко от дороги на одном из водохранилищ Московской области. В итоге в палатку въехал пьяный водитель на Ниве. Слава Богу, что никого на тот момент в палатке не было.

Вместо послесловия
Были, естественно, неоднократные случаи общения с подвыпившим населением, работягами из Азии, с другими маргинальными личностями. Пришлось пару раз даже выпивать на станции с машинистами поезда, которые отмечали прямо на скамейке День Рождения. Агрессии никакой не было, наездов тоже. Как-никак добрых и адекватных людей все-равно в тысячи раз больше, чем негодяев. Будьте искренними! И вы увидите, что вам рады, вам желают всего самого доброго - и постараются помочь!

Ссылки по теме
Крайне рекомендую изучить данный материал по теме
http://www.tyurem.net/mytext/look/047.htm

____________________________________________________________
Обсуждение в соответствующей теме

Автор статьи - Владимир Кулигин (Touma), bikelifeforms.ru
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2017, 23:11:20 от Ramzesito »
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100