collapse

* Пользователь

 
 
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

* Кто онлайн

  • Dot Гостей: 26
  • Dot Скрытых: 0
  • Dot Пользователей: 0

There aren't any users online.

Автор Тема: 2012.08.04 Двухдневка по Липецкой области  (Прочитано 2039 раз)

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
ПВД2Д на велосипеде по Липецкой области, Верхнедонью, государственному заповеднику Галичья Гора.

Маршрут: Елец-Лебедянь-Елец, туда - живописными грунтовками вдоль рек Сосна, Дон, Красивая Меча, обратно - по ненагруженному шоссе. План: по пути посетить множество точек интереса, а также под Ельцом посмотреть на скальный массив на реке Воргол. Путь пролегал по участкам заповедника Галичья гора - Воргольские скалы, урочище Плющань.

Так как дорога не близкая - от Обнинска до Ельца примерно 400км - выезжали в пятницу вечером, чтобы переночевать в палатке на Ворголе у скал, а утром осмотреть местность. Затем поставить машину на стоянку в Ельце и налегке выйти на маршрут. В Лебедяни ночевка в гостинице.

В реальности поездка выдалась очень насыщенной и не простой, о чем и расскажу подробнее. 


План посетить Липецкую область, Верхнедонье, часть государственного заповедника Галичья Гора, созрел в голове Сергея еще в 2011 году, тогда он наскоро набросал маршрут и переслал мне. Ознакомившись с ним, я заинтересовался, но до того времени мы еще не выбирались в ПВД так далеко от дома. Общественным транспортом доставка в отведенные временные рамки невозможна, а на личном автомобиле опыта в относительно дальних путешествий пока еще не было. Поэтому решили не торопиться, а записать маршрут в планы на будущее и изучить подробнее местность в интернете. И вот, спустя год, в практически невыездной сезон, вспоминаю о намеченной цели. И, чтобы лето 2012 не прошло зря в плане двухдневных покатушек, предлагаю пройти маршрут. Сергей согласился, но из-за особенностей его работы, точно назначить дату не представлялось возможным, выходные 4-5 августа были выбраны буквально за неделю до старта. Этим и обусловлено малое количество участников (2 человека). Но иначе не получалось.

Итак:
Обнинск, пятница, послерабочий вечер, неспеша грузим велосипеды и вещи.



Выехали примерно в восемь. Киевка-Балабаново-бетонка-трасса M4 Дон.
Трасса М4 по всему протяжению 2 или более полосы в одну строну, везде отремонтированная, ехать приятно, пробок нет, но множество машин немного напрягаяет, все едут из Москвы на выходные за город. Причем, очень далеко за город. Темнеет. Километров за 100 до точки начинается гроза и дождь, слушаем прогнозы по радио - по Липецкой области на субботу обещают жару 35 градусов и без осадков, верится с трудом. Через час дождь заканчивается, мы проехали под ним и выехали с другой стороны. Скорей всего, в Ельце дождливо было днем, а сейчас там ясно, но немного сыро. Едем по навигатору, где указана точка нашей ночевки. Проехали безлюдный и абсолютно безавтомобильный Елец (время - час ночи). Очень странно организовано движение, много улиц с односторонним движением, хотя они достаточно широкие. Затем крутимся в ночи в какой-то пригородной деревне, не понимая, куда нас завел навигатор.

Встали на высоком берегу реки Воргол, река-то та, но скал что-то не видно. Решили разобраться утром, а пока - спать. Поставили палатку и завалились, под грохот проносящихся в метрах ста грузовых поездов. Утром выяснилось, что мы встали чуть ли не на ЖД станции Казаки. Чуть дрогнувшая рука, поставившая точку в навигаторе, завела нас на 5 км западнее места.

На утро собрались, позавтракали, сверились со спутниковыми распечатками и поехали к скалам.

 

Примерно через полчаса прибыли на место, перед нашим взором раскинулась небольшая, но красивейшая долина реки Воргол, левый берег которой был так сильно подмыт на изгибах, что образовали поистине горный скалистый рельеф. Катаясь позже по Липецкой области, мы неоднократно замечали выходы каменистых пластов из под почвы. Особенно вдоль русл рек. На плодородных полях так же наблюдалось много мелких камней. То есть весь этот район имеет сходное подземное строение. Но на данном участке это выражено сильнее всего, наверное, из-за сильной извилистости Воргола.

         

На одной из скал, на небольшом пятачке, безбоязненно устроилась на ночевку в спальнике под открытым небом девушка. Наш визит разбудил ее, извинившись за вторжение и перекинувшись парой фраз, исследовали скальный массив по всему протяжению.

 

Протяженность небольшая, примерно метров 200, местами обильно поросший мелкими деревьями и кустарником. Есть пешие крутые спуски к подножию.

 

На противоположном конце массива обнаружили живописнейшую туристскую стоянку с удобным подъездом на авто. Ну почему мы сбились вчера с пути!

Долго не задерживаясь, едем на машине на другую интересную близлежащую точку - старую мельницу, переезжаем плотину-мост и вот она, за забором с грозными надписями.

       

Не зря же мы ехали 400км, чтобы развернуться и уйти? Перешагиваем шлагбаум и не спеша идем по длинной асфальтовой дорожке к большому красному зданию мельницы.

   

Мельница и, как оказалось, многие другие старинные здания, находится в небольшой долине на берегу миниводохранилища, окруженного высокими каменистыми берегами, неподалеку сидел с удочкой одинокий рыбачок. На подходе к мельнице, вдоль берега, началась красивая старинная каменная набережная, заканчивающаяся небольшой пристанью.

     

Видно, что в былые времена здесь обитал очень богатый и зажиточный человек, помимо основного здания мельницы, есть 3-4 здания поменьше, большой погреб, склад. Нынешний владелец держит все в чистоте, но восстановительных работ особо не видно, только в одном из домов на первом этаже вставлены пластиковые окна. Здание мельницы очень напоминает аналогичное в Протвино. Но тут сохранился целый промышленно-жилой комплекс.

         

Во время осмотра встретили троих туристок, которые пришли пешком со стороны скал по подвесному мосту на осмотр экспозиции. Они знали о местности побольше нас и рассказали, что неподалеку находится так называемый скальный лабиринт и любезно согласились показать его. Заинтриговавшись названием, конечно, мы согласились.

 

Скальный лабиринт находился в лесном массиве на крутом правом берегу Воргола, метрах в 100-200 сразу за мельничным хозяйством. Идя по натоптанной тропе, мы быстро его нашли - поначалу это были большие скальные массивы, аналогичные тем, что мы видели ранее.

         

Но затем скалы преобразились - из непрерывных участков они перешли в огромные глыбы, которые откололись от основного массива, но  отойдя от него на метр-два, так и остались в этом положении. Таким образом образовалась целая система узких проходов и лазов в различных направлениях. Их, видимо, и назвали лабиринтом. Заблудиться там невозможно, но полазить очень интересно.

     

Время уже было 10 часов, а нам еще ехать в город - искать стоянку для авто и крутить 130км, поэтому вынуждены были ограничиться беглым осмотром (беглым в прямом смысле слова) и вернулись по верху к плотине и машине, по пути опробовав местной дикой груши.

     
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: 2012.08.04 Двухдневка по Липецкой области
« Ответ #1 : 15 Апреля 2018, 22:43:35 »
Автостоянку в Ельце нашли быстро (заранее стояла точка в навигаторе), заехали, оплатив 50р за сутки. Быстро разгрузились и свеженькими и бодрыми вышли на маршрут. В пути я использовал спутниковые распечатки, закрепленные на планшете, у Сергея на подхвате был навигатор Гармин c прописанными точками интереса, которых нам предстояло посетить еще немало.

   

На велосипеде ехать пришлось через весь Елец, удивили чистые, с хорошим асфальтом, дороги, в центре тротуары выложены плиткой, везде съезды/заезды для колясочников, мало машин, вокруг старинные (но не обшарпанные) здания, множество храмов. Город произвел приятное впечатление.

       

За городом шоссе тоже неразбитое и ненагруженное, и главное чисто, может быть плакаты работают?



Через несколько километров достигли трассы М4, пересекли ее под развязкой и поехали вдоль ж/д полотна и реки Сосна. Здесь, на реке, осмотрели бывшую плотину, остатки которой представляют собой груду больших каменюг, образующих перекаты. Место красивое, кто-то купался, несмотря на стойких запах очистных сооружений.

     

Кое-кто умудрялся сплавляться на надувном матрасе, и венки на ближайшей треноге не пугали экстремалов



У реки довольно крутой и высокий берег, карабкаться с великами тяжеловато, а оставить наверху не решились - много отдыхающих, и шоссе рядом.

 

Дорога в овраге, вымощенная все тем же местным камнем



Едем дальше полями да деревнями. Произведение искусства в Талице

   

Асфальт становится все пустыннее и вскоре заканчивается в деревне Суворовка, начинаем идти грунтами вдоль реки, наконец-то!
Вроде как после вчерашнего дождя довольно сухо и едется прекрасно. Ах если бы знали, что местный чернозем очень неоднороден по всей территории ))

   

Выгоревший лес во время пожаров 2010 года



К середине дня жара стала донимать, решили доехать до ближайшей точки - бывшей плотины напротив д.Голиково (вообще, бывших плотин мы повидали очень много за эту поездку). На удобной полянке с мягкой травой устроили небольшой привал. Плотина - просто каменистый перекат, не особо интересно. Но общие пейзажи красивые.

     

Передохнув и слегка перекусив, поехали дальше. Но до места впадения Сосны в Дон вдоль берега проехать не получилось, помешал глубокий овраг. По накатанной дороге ушли в объезд и сделали небольшой крюк до автодороги через вспаханное поле, по пути вляпавшись в подозрительно приставучий чернозем.

     

Выйдя на дорогу, отковырялись палкой, и по асфальто-грейдеру полетели вниз к деревеньке Засосенка, где легко нашли очередную точку - песчаную стрелку на месте слияния двух рек: Сосны и Дона. По пути заодно посмотрели на очередную плотину-перекат - бывший автомобильный мост.

   

Слева - Дон, справа - Сосна



На стрелке:



После Засосенки нам предстояло грунтовками вдоль плодородных полей осуществить короткий переход до села Отскочного. Как оказалось, переход был не коротким :) Местный говнозем оказался на редкость липнущим к колесам велосипеда и по консистенции очень напоминал кое-какие калужские глиноземы. Короче, вляпались мы конкретно, эти 5 километров мы проехали с черепашьей (с человечьей) скоростью, наверное, за час. Каждый километр останавливаясь на счистку говнолина с колес, т.к. их просто клинило. Ну в общем, привычная ситуация. Сил потратили прилично. Желания фотографировать совершенно не было, так что фотоотчет здесь будет скудным.

 

Зато, преодолев овраг перед Отскочным, грунты как по мановению волшебной палочки осушились, сменили тип с мягкого на твердый, и мы на втором дыхании продолжили путь. Видимо, вчерашний ливень прошел не везде, или местные почвы так неоднородны.

Бескрайние поля подсолнухов перед селом Яблоново. По идее должны быть яблочные сады )



В центре села закупились мороженым и колой, перекусили холодненьким на фоне реставрирующегося храма.



За урочищем Плющань повернули к Дону и вдоль урочища стали спускаться к намеченному месту отдыха, обеда, купания.

   

Спустились по глубокому оврагу к реке и нашли хорошее купальное место с родником. Первым делом - в воду, остудились в бодрящих водах Дона. На противоположном берегу - довольно людно, местные приехали на речку. На нашем почти никого, приготовили на горелке нехитрый обед, отмыли велики от говнозема, смазали цепи. Сытые завалились греться на солнышке. Красота!

   

Но надо двигаться дальше, солнце уже начинает клониться к горизонту, хотелось бы приехать до темноты. Карабкаемся в крутой каменистый подъем по козьей тропе и возвращаемся на нашу грунтовку. На высоком берегу обнаружили отличное место для палаточного лагеря, самое удивительное, что чистое!



Примерно через километр проехали действующий карьер известняка, а от него в попутном направлении проложена отличная асфальтовая дорога с редким (но массивным) трафиком

 

Вдоль гор из отвалов и старого карьера нашли дорожку до села Н.Брусланово

   

В селе планировали посмотреть на Куликовскую плотину, но к реке шла очень грязная грунтовка, и на свежевымытых велах в условиях ограниченного времени не поехали. Местные подтвердили - смотреть там не на что. Наверняка очередной заурядный каменистый бурлящий порог.
По асфальту поехали на север. Бывшей усадьбы барыни Пальчиковой в д.Тютчего уже не существует, остались только руины церкви поблизости.

   

Впереди нас ждал интригующий переход - брод через р.Красивая Меча у дер.Курапово. Заранее мы не знали, можно ли там перейти, доверились метке на викимапии. Заодно надо было посмотреть на бывшую Кураповскую ГЭС и разрушенную плотину.

Здание ГЭС

 

У плотины



Чуть ниже по течению - очень популярное место для местных отдыхающих, как раз, где нам предстояло искать брод. Но кого ни спроси - брода никто не знает. Пришлось разведывать самим, Сергей пошел на разведку



Есть брод!



Перебрались за одну ходку. Иду с велосипедом и шмотками на горбу, по пояс в воде, и тут как раз байдарочники мимо сплавляются. Думал, стебаться начнут, ан нет, говорят - молодцы, у них, оказалось, тоже родственник есть, так же реки с велом штурмует.

 

Поистине, красивая Красивая Меча

 

Вскарабкались на высокий противоположный берег, и вдоль оврага - в лес. Минут 20 проходимчества и минут 15 лесной дороги - и мы в деревне Волотово, до Лебедяни рукой подать

   

В Волотово перешли Дон по подвесному пешеходному мосту на левый берег, проехали деревню Черепянь и вернулись на правый берег по автомобильному мосту. И далее, уже в темноте, береговой грунтовкой въехали в город. Я нацепил налобный фонарь на руль, получилось неплохо. На южной окраине Лебедяни осмотрели при свете фонаря последнюю на сегодня точку - Покрово-казацкую плотину

В городе, в местном магазинчике попытались купить пива и отметить успешное достижение пункта назначения, но, оказывается, в Липецкой области сухой закон действует с 20:00 до 8:00. Круче, чем у нас в Калужской. А время уже почти 10 вечера. Любезный продавец направил нас в соседний магазинчик с надписью "Чай, Кофе, Соки", и там без проблем приобрели в розлив 2 литра пенного.

Нашли гостиницу, заранее внесенную в навигатор, заселились за 600р с носа за 9-метровый "люкс" с удобствами на 1 этаже. Велосипеды оставили в предбаннике под взором вахтерши. Приняли душ, потом приняли на грудь и завалились спать.

Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Оффлайн RamzesitoTopic starter

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Пол: Мужской
  • Откуда: Обнинск
    C нами с: 19.12.2007
  • Ride it your way!
    • sportgen.ru
Re: 2012.08.04 Двухдневка по Липецкой области
« Ответ #2 : 15 Апреля 2018, 22:44:04 »
На утро не спеша собрались и поехали осматривать город Лебедянь, искать интересное место - местный метрополитен. Город по структуре очень напоминает Елец, они даже похоже расположены на изгибе реки в виде буквы S. Так же много храмов и старинных зданий, так же чисто и ухоженно.

     

Знаменитый Лебедянский соковый завод, куплен компанией Pepsico, о чем говорит большая вывеска.



Выцветший знак-указатель на столбе - "тоннель", указывает, как ехать к метро

 

Автор и создатель первого в мире частного метро, Леонид Мулярчик, к сожалению, умер в 2011 году. Поэтому тоннели закрыты, и туда доступа нет. Вход мы нашли, постояли немного, с ближайшего двора вышел мальчишка лет 12-ти - внук знаменитого метростроевца. Спросил нас, не к ним ли мы пожаловали. Говорим, к ним. Парень рассказал, что посмотреть на метро приезжают многие, даже из-за границы, и после смерти деда поток приезжих не иссякает, но внутрь попасть уже нельзя, т.к. приглядывать за тоннелями теперь некому, а ключи от портала находятся у его дяди, который с ними не живет, а приезжает редко.

 

Дед Мулярчик был мастер на все руки, построил не только подземелье. Рядом, на берегу Дона, мы обнаружили непонятные громоздкие конструкции из металла, парень рассказал, что это некогда были большой корабль и речной буксир. Они даже когда-то спускались на воду и были в рабочем состоянии.

     

Жалко, что скорей всего не найдется преемника такого начинания, и столько ручного труда пропадет даром. А ведь в задумке было пустить вагонетки по построенным тоннелям, подробнее можно почитать здесь и увидеть фото от счастливчиков, побывавших внутри. http://victorprofessor.livejournal.com/106201.html

Поблагодарив мальчугана за рассказ, выдвинулись в обратный путь, в Елец, быстро пересекли город и вышли на шоссе, где нам предстояло крутануть 70-чку в быстром темпе. Время уже 11 утра, а нам еще надо сегодня вернуться в Обнинск.

 

Шоссе хорошее, не нагруженное, первые километров 20 с асфальтированной обочиной, типа велодорожкой. Вскоре вдоль дороги начались огромные яблочные сады, остановились, нарвали яблочек на дорожку.

   

А вскоре въехали в Троекурово - местечковый сокоизготовительный центр со своим заводом. Нашли магазинчик с ассортиментом, и купили на пробу пакет троекуровского яблочного сока. 1 литр - 32р. Вкуснейший сок! Не даром рядом мужик грузил ящики в машину с московскими номерами. Жаль у нас его не продают. А с собой везти тяжеловато.

   

Еще в Троекурово у нас в планах посещение разрушенной плотины и ГЭС. Вот это уже настоящая взрослая плотина, а не "вода по камушкам" как в прошлые разы.



           

Также в Троекурово есть красивейший женский монастырь



Итак, далее нам оставалось просто крутить педали до самого Ельца, по жаре (не обманули синоптики). Спасались колонками с ледяной водой в придорожных деревнях. Где-то под Ельцом уже не выдержали и плюхнулись в какую-то мелкую речушку отмокать, перегрев ощущался конкретный. Местный пацанишка на велике стоял и удивленно смотрел на двух дядек, плескавшихся словно дети в речке глубиной по колено =)

       

Последний рывок - и мы в Ельце

     

Преодолевая ненавистные крайние подъемы, закатываемся на стоянку и переводим дух. Прибыли!



Умылись, переоделись, упаковались - и домой. На выезде из города прикупили арбузик и заточили, отметив удачную покатушку по Липецкой области. Может быть наши велосипеды еще поколесят по липецкой земле, время покажет! Выехали в 5 часов вечера, дома были к 10. Ощущения сравнимы по поездке 200км за день, особенно в районе пятой точки. Пора менять седло...

 

Итого за два дня поездки пройдено 200км (130 - первый день, 70 - второй)

Трек с точками интереса 

Эти и многие другие фотографии в галерее

--------------------------------------------------------------------
Обсуждение в соответствующей теме
Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

 



Ramblers Top100